С такой инициативой ещё в феврале выступила Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Уверенности в том, что это случится, придавали громкие события на противонаркотическом фронте. Даже президент Дмитрий Медведев высказался по этому поводу. Но получилось как всегда. Запрет отодвинули как минимум на полгода.
Общество, настроенное к наркотикам всегда негативно, на этот раз раскололось. Миллионы оказались не готовы отказаться от пенталгина, каффетина, солпадеина, седальгина-нео и подобных средств, которыми они привыкли снимать любые боли.
Ужас, рождённый на кухне
Думаю, защитники кодеина поменяли бы своё мнение на противоположное, посмотрев ролики о наркоманах нового поколения, колющихся дезоморфином. Это любительское видео легко найти в Интернете, и оно будет покруче самых натуралистических фильмов ужасов. Уверен, многие не смогут досмотреть до конца, как жертвы кодеина превращаются в зомби, гниют заживо и сверкают голыми костями на ещё живых конечностях...
Всё дело в «крокодиле» - так называют дезоморфин наркоманы. Его можно изготовить на кухне из таблеток с кодеином и нескольких простых химикатов. Цена дозы - менее 100 рублей. Поэтому на него быстро перешли многие героинщики в депрессивных регионах. Больше двух лет после первой дозы этой дряни не живут, а подсаживаются на неё после первого, максимум второго укола. Конечно, большинство из них никогда не стали бы заигрывать с «крокодилом», если бы видели жуткое видео. Но вместо такой антирекламы по ТВ крутят красивые ролики препаратов с кодеином.
18 апреля против таких лекарств резко выступил на заседании президиума Госсовета по наркотикам в Иркутске Виктор Иванов, директор ФСКН:
- Рост продаж кодеиносодержащих препаратов, используемых в качестве сырья для кустарного изготовления дезоморфина, в свободном отпуске через аптечную сеть абсолютно коррелируется с ростом числа ежегодно ликвидируемых наркопритонов (см. рисунок), преимущественно в квартирном секторе, которые в основном и заняты переработкой этих лекарств в дезоморфин. Регионы на себе испытали лавинообразный характер распространения дезоморфина. Руководители более семидесяти субъектов Российской Федерации поставили вопрос о незамедлительном установлении жёсткого контроля над продажей кодеиносодержащих препаратов. В связи с этим представляется недопустимой неопределённость срока введения рецептурного отпуска кодеиносодержащих лекарственных препаратов и их замещение безопасными аналогами.
Во сколько стране обойдётся перенос запрета до лучших времен, легко подсчитать. Подсказку дают официальные органы. Президент Башкирии Р. Хамитов, выступающий за запрет свободной продажи таких лекарств, на днях рассказал, что в республике ежедневно хоронят двух молодых наркоманов, один из них - жертва дезоморфина. Значит, только за ближайшие полгода здесь погибнет более 150 человек. Он же сообщил и о страшном соотношении лечебного и наркотического применения препаратов с кодеином:
- Когда ещё не знали, что такое дезоморфин, Башкортостан потреблял порядка 700 тыс. упаковок этих кодеиносодержащих лекарств (то есть это использование лекарств только больными. - Прим. «АиФ»). - А сегодня 2,4 млн. Понятно, что эта дельта - 1 млн 700 тыс. упаковок - приходится на наркоманов.
То есть более 2/3 лекарств идёт не на лечение боли, а на изготовление «крокодила».
- Не представляю, как себя чувствует руководство компаний, выпускающих и торгующих такими препаратами? - удивляется Андрей Дёмин, профессор Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, президент Российской ассоциации общественного здоровья. - Им надо бы добровольно ограничить продажу таких лекарств в аптеках. Сейчас много говорят о социальной ответственности бизнеса, а такая деятельность - социально безответственна! Да и власть обязана экстренно реагировать на подобные вызовы.
И почему Минздравсоцразвития и его руководитель Татьяна Голикова не реагируют - вопрос совсем непраздный. Почему министерство здоровья заняло позицию, которая убивает тысячи молодых людей?
Незаменимых нет?
Читайте также: | |
---|---|
Простые обезболивающие вызывают наркозависимость? | |
От простых обезболивающих можно стать наркоманом? | |
Опиум для народа. Как нас подсаживают на наркотики в обычных аптеках |
Защитники препаратов с кодеином уверяют, что им нет замены. Это не так.
- Принимают их под действием рекламы. Но я не знаю ни одного врача из моих коллег, кто бы назначил подобные препараты, - говорит Эмиль Исагулян, врач-альголог Института нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, к. м. н. - С ними связан удивительный парадокс. С одной стороны, такие лекарства продаются свободно и любой наркоман может ими воспользоваться. А с другой - даже по рецепту люди с тяжелейшими болями не могут получить нужные им наркотические препараты без жутких бюрократических проволочек. В первую очередь это касается онкологических больных. На Западе они спокойно получают даже до 5 таблеток морфина в день, и это помогает им жить, не страдая от сильнейших болей. Ещё один парадокс. У нас есть особые помпы, которые устанавливают пациенту, и он в течение месяца может получать дозированно лекарство. Так вот, у нас не регистрируют специальный морфин и другие препараты, которыми эти помпы заправляют. А ведь у многих больных это радикально решает проблему тяжелейших болей.
Для лечения обычных болей достаточно простых анальгетиков либо их комбинаций с кофеином. И таких лекарств в России множество. Если же они не помогают, то это повод обратиться к врачу, а не бежать в аптеку за лекарствами с кодеином.
«АиФ» непременно проследит за тем, как скоро «смерть в таблетках» исчезнет из аптек.