Однако многие водители бездумно рискуют своей жизнью каждый день. Они просто забывают о ремнях безопасности и скоростных ограничениях, а иногда и о мерах предосторожности для собственных детей. В итоге: три тысячи смертей на дорогах в мире каждый день и не менее удручающее количество серьезных травм. Эти проблемы можно и нужно решать. В 2010 году Россия стала одной из десяти стран, включенных в проект «Безопасность дорожного движения в 10 странах».
В мировом масштабе
Этот международный проект осуществляется по инициативе и при поддержке ВОЗ, Глобального Партнерства по Безопасности Дорожного Движения (GRSP), Международного центра исследования травматизма при Университете Джонса Хопкинса и Всемирного Банка. В России национальными партнерами проекта стали Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД, Минздравсоцразвития РФ, Министерство транспорта РФ, ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, МАДИ и Российский Красный Крест.
Цель проекта – помочь правительствам стран-участниц в мероприятиях по снижению смертности и травматизма на дорогах. Среди стран, включенных в проект, – Турция, Индия, Китай, Бразилия и другие. В России главный акцент работы сосредоточен на повышении использования ремней безопасности, а также на контроле за скоростным режимом.
В рамках проекта планируется:
● повысить информированность населения по использованию ремней безопасности и соблюдению скоростных режимов;
● укрепить законодательство в сфере безопасности дорожного движения;
● совершенствовать исполнение соответствующих законов;
● повысить технический потенциал среди специалистов, занимающихся вопросами безопасности дорожного движения;
● проводить мониторинг и оценку эффективности проекта.
Липецк – вперед!
Пилотным регионом стала Липецкая область. Организаторами областной программы в рамках проекта выступили администрация Липецкой области и УГИБДД по Липецкой области. В акциях по безопасности дорожного движения задействованы не только сотрудники ГИБДД, но и студенты местных вузов и другие активисты.
Согласно исследованиям, проведенным преподавателями и студентами Липецкого государственного технического университета, только 40% жителей Липецкой области используют ремни безопасности. В Липецке этот показатель составил 69%, но в некоторых районах области количество сознательных водителей всего 20%.
На первом этапе в Липецкой области прошли сразу несколько акций. Самыми масштабными стали «Два Ш», «Самый важный пассажир» и «Дед Мороз «ЗА!». Программа и акции были разработаны местными властями и ГИБДД при поддержке ВОЗ и других партнеров проекта. Стартовал проект в Липецке 21 ноября, в день памяти жертв дорожных аварий. В городе прошла «Акция памяти 232», в ходе которой на газоне рядом с киноконцертным залом «Октябрь» активисты поместили 232 белых воздушных шара, ровно по количеству погибших на дорогах области в 2010 году. На митинг-концерт «Дорога – Жизнь», призвавший жителей не забывать о собственной безопасности на дороге, пришли сотни людей. На мероприятии были подведены и итоги областного конкурса детского рисунка «Ремень для папы». В фойе прошла выставка лучших работ.
Название акции «Два Ш», с которой началась программа на дорогах области, расшифровывается как «Штраф или шоколад». Водителей, не пристегнутых ремнями безопасности, штрафовали, а законопослушные автолюбители получали специальные подарочные наборы, в которых был шоколад.
В ходе мониторинга, проведенного в октябре-ноябре 2010 г. в Липецкой области, выяснилось, что самыми незащищенными на дороге становятся дети. Например, в самом Липецке при перевозке детей специальные удерживающие устройства используются только в 6% случаев. Около 15% детей пристегиваются штатными ремнями безопасности, не способными их защитить полноценно. А почти 80% детей просто сидят, а иногда и стоят в салоне автомобиля. В рамках декабрьской акции «Самый важный пассажир» многодетным и малообеспеченным семьям в родильных домах, детских поликлиниках дарили детские удерживающие устройства, а также проводили беседы с родителями о необходимости их применения. В ходе предновогодней акции «Дед Мороз «ЗА!» законопослушные водители и пассажиры получали от сказочного персонажа подарки с символикой «Не разрывай линию жизни!».
Именно этот лозунг – «Не разрывай линию жизни!» – стал основным в липецкой кампании по «Безопасности дорожного движения». Второй этап проекта стартует в Липецкой области уже в начале 2011 года, он посвящен контролю скоростного режима.
Хочется надеяться, что и другие регионы, увидев активное участие Липецкой области в проекте «Безопасность дорожного движения», подхватят инициативу и подключатся к решению «дорожных» проблем. Сейчас на очереди – старт проекта в Ивановской области.
Андрей Панасович, руководитель УГИБДД УВД по Липецкой области:
– В качестве пилотного региона Липецкая область была выбрана неслучайно. Область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая органично интегрирована в транспортную систему Российской Федерации. Современные автомобильные магистрали связывают областной центр со всеми сопредельными областями, а также с трассами федерального значения.
Кроме этого, за многие годы мы накопили большой опыт по сокращению дорожно-транспортных происшествий и минимизации их последствий. С 1998 года в области действует целевая комплексная программа по обеспечению безопасности дорожного движения. Работают областная, городская и районные комиссии по предупреждению аварийности на дорогах. Постоянное внимание уделяется повышению качества подготовки водителей транспортных средств и совершенствованию состояния автомобильных дорог, улучшению материально-технической базы автоинспекции и повышению ответственности и социальной заинтересованности ее сотрудников.
Виталий Шикин, начальник Управления административных органов Липецкой области:
– Администрация области с интересом и признательностью приняла предложение ВОЗ и Глобального Партнерства по Безопасности Дорожного Движения о реализации на территории региона совместного проекта по повышению безопасности дорожного движения. Выполнение совместных мероприятий взял под личный контроль глава администрации области О.П.Королев. Первые итоги совместных усилий по совершенствованию работы по сокращению гибели людей в ДТП, повышению культуры участников дорожного движения убедительно свидетельствуют об эффективности международного сотрудничества в этой сфере. Совместными усилиями, используя опыт других государств, нам удалось в 2010 году не только стабилизировать ситуацию на дорогах области, но и обеспечить снижение числа граждан, погибших и раненных в автоавариях. Уверен, что опыт липчан будет полезен и другим регионам России.
Доктор Франческо Замбон, координатор проекта по безопасности дорожного движения ВОЗ:
– В рамках проекта для нас очень важно провести мониторинг и оценку работы, понять, насколько эффективна программа, так как в дальнейшем мы собираемся перенести эту модель и в другие страны. Каждый год во всем мире на дорогах погибает более 1,2 миллиона человек и более 20 миллионов получают временную либо постоянную инвалидность. В России каждый год теряют жизнь на дорогах около 26 тысяч человек. Но ДТП – предсказуемы и предотвратимы. Такова концепция, на которой базируется стратегия безопасности дорожного движения в самых передовых в этом отношении странах: Швеции, Нидерландах или Великобритании. В соответствии с экспертизой в этих странах современные технологии могут уменьшить и минимизировать последствия таких аварий, чтобы люди не получали смертельных травм на дорогах. И применение ремня безопасности – единственная эффективная мера, которую человек может сам принимать для предотвращения смертельных исходов и травм и снижения финансовых расходов, связанных с лечением последствий ДТП. Ремни безопасности снижают риск смертельных исходов до 65% среди пассажиров передних сидений и до 75% – среди пассажиров задних сидений. Однако только 60% стран требуют применения ремней безопасности на задних сиденьях. Обычно считают, что в аварии человек не получает повреждений, если он сидит сзади и не пристегнут. Исследования показали, что это предположение неверно: в случае лобового столкновения он становится смертельным выстрелом для пассажиров передних сидений. Если бы ремни безопасности всегда применяли на задних сиденьях, можно было бы избежать почти 80% смертей пристегнутых пассажиров передних сидений.
Всего лишь одна секунда уходит на то, чтобы пристегнуть ремень безопасности. Одна секунда спасает целую жизнь. Мой призыв: «Не разрывайте линию жизни!»