Комплекс производительностью 30 тысяч тонн сырья в год будет получать отходы от магазинов, промышленных объектов и жилого фонда Талдомского, Дмитровского районов Московской области, а также города Дубны. После сортировки металл, стекло, бумага, картон, полиэтилен, пластмассу отправят на переработку. Это значительно сократит количество отходов, которые сегодня попадают на свалку.
Объект запущен
Те, кому безразлично, чисто вокруг или грязно, дальше могут не читать. Хотя, надеюсь, прочтут многие. На краю Дубны, в промзоне, приступил к работе мусоросортировочный комплекс. Его построила известная финская фирма, специализирующаяся на экологическом менеджменте. Перерезав красную ленточку (куда ж без этого?), участники торжества с обеих сторон высказались в том смысле, что пуск таких объектов рано или поздно приведет к повороту в сознании людей, которые в большинстве своем научатся складывать стекло в один пакет, пластиковые бутылки – в другой, батарейки – в третий… Отходы получат вторую жизнь в технопарке, что в обозримом будущем появится на севере Подмосковья, в Талдомском районе.
Без участия граждан в этом важном деле никак не обойтись, и для просветления сознания жителей Дубны решено крутить на местном ТВ ролики о важности раздельного сбора отходов, развесить соответствующие плакаты, а главное – ввести в детских садах и школах образовательные курсы, где четко объяснят, почему сваленное в одно мусорное ведро превращается в опасные отбросы, а отсортированное по позициям – в ценное сырье. Дети, в свою очередь, научат несознательных родителей.
А мы готовы?
Накануне пуска дубнинского комплекса во дворах поставили по три фирменных контейнера – для пищевых отходов, для крупногабаритных предметов и главное – для вторсырья. Отправляясь на церемонию открытия сортировочного комплекса, его начальник Олег Канчиков заглянул в соответствующий бак в своем дворе и остался доволен земляками: «Все нормально разложили!». Корреспондент, находясь на улице Сахарова, тоже решил поднять крышку. Итак: большая пластмассовая канистра, десятка два молочных пакетов, столько же пластиковых бутылок, связка газет… Эх, схалтурили граждане: рыбьи хвосты торчат из мешка!
Да и все ли готовы ставить несколько ведер для разных отходов? Кухни-то не бог знает какие просторные. Мини-опрос дал результат неоднородный. Диспетчер российско-финской компании «Экосистема» Оксана сказала, что для нее это вопрос решенный, и дело не в месте работы – просто она человек дисциплинированный и саму идею разделяет. Вполне нормального вида гражданин ошарашил, недвусмысленно обозначив, где именно он хотел бы видеть этих мусорных коммерсантов с их затеями. Пока корреспондент отходил от шока, показалась молодая мама с коляской и аккуратно переложила содержимое большого пакета в нужный бак. Она надеется, что для ровесников ее сына правильное экологическое поведение будет нормой.
«Мы вот стоим и обсуждаем с сотрудниками, готовы ли у себя дома сортировать мусор? Оказывается, все готовы! – обрадованно сообщила директор гостинично-ресторанного комплекса Ольга Дмитриева. – Во Франции я жила в одной семье, там все сортируют. И мы должны поступать так же».
Ольга не сомневается, что в районе Черной речки, где живут научные сотрудники, дело пойдет хорошо: «Все были за границей, видели, как там делается».
Комментарий специалиста
Председатель комитета Госдумы по экологии 1‑го и 2‑го созывов, заслуженный эколог РФ, доктор юридических наук Тамара Злотникова:
– Сразу обозначу свою позицию: ужасающее санитарное состояние России вызвано бездействием власти и дремучестью населения. Попробую ответить, что первично, что вторично.
Грамотное обращение с мусором – это соблюдение прав граждан на благоприятную природную среду. Кто в первую очередь обязан соблюдать конституционные права граждан? Правильный ответ: власть. Значит, именно она обязана действовать первой.
Я была во многих странах, видела, как там обращаются с отходами, и должна заметить, что не народ справляется с мусором, а власть; народ поступает так, как назначает власть. В любом экологическом вопросе, который не решается годами, не хватает политической воли. С мусором точно так же.
Когда 15 лет назад на страну свалилась европейская цивилизация в форме товарного изобилия и неизбежного при этом огромного количества упаковки, мы говорили: Россия не готова к такому валу отходов, надо обязать производителя закладывать расходы на утилизацию. Тогда нас никто не слушал. Озаботились теперь, когда пригородные леса по всей стране завалены пластиковой тарой, которая не распадается в природе. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков хотел пойти по самому легкому и при этом опасному пути – построить мусоросжигательные заводы, так как область отказалась принимать столичные отходы. К счастью, программа остановилась, потому что встала на дыбы общественность, и это тот редкий случай, когда голос народа был услышан. Но тут ничего изобретать не надо, лучше двигаться по пути, проторенному Европой: сортировка отходов, воспитание населения. Научились же в Москве металлические банки собирать! Ни одной не валяется, потому что есть приемные пункты и автоматы, куда малоимущие несут подобранные банки. Аналогично можно поступить и с другими отходами. Один элемент освоен, надо двигаться дальше, и чем быстрее, тем лучше. Все упирается только в одно – отсутствие политической воли на уровне муниципальной власти и полномочий субъекта.
Чтобы наши люди обращались с мусором цивилизованно, у них должен быть достаточный уровень культуры, но это достигается не одним днем и не указом президента. Финны с детского сада знают, как надо обращаться с мусором, а у нас взрослые люди не имеют представления об этом. Каждый год на собрании дачного кооператива провожу ликбез, к которому подвиг меня сосед, метнувший в костер пластмассовый тазик. Объясняю: товарищи, не бросайте пластиковые отходы, когда сжигаете мусор, потому что при этом выделяется техногенный яд диоксин, который травит вас, а потом вы не будете знать, отчего заболели. Товарищи возражают: все равно это сгорит на свалке. Ну да, в России пока так, но хотя бы люди начнут понимать, что делать этого нельзя.
Дома ругаюсь с мужем, когда он норовит выбросить полиэтиленовый мешок. Тут у нас разногласия: муж считает, что я крохоборничаю, а у меня болит сердце, когда вижу кучу упаковки в мусорном ведре, потому что сразу представляю, как это горит и выделяет диоксин. Все пакеты стараюсь хотя бы два-три раза использовать. Я не крохоборка, но как эколог пытаюсь хотя бы свести к минимуму вред природе от меня лично.
Одобряю шаг китайских властей: там запретили супермаркетам под страхом жестких штрафов использовать полиэтиленовые упаковочные пакеты. Теперь китаец, идя в магазин, берет авоську. Но мы при социализме тоже так поступали! Кстати, и у нас первые шаги уже сделаны. Например, еще недавно в супермаркетах полиэтиленовые мешки лежали пачками, бери, сколько хочешь. Теперь в большинстве магазинов иначе: нужен пакет – покупай. Многие начали ходить за покупками со своей тарой, а в продаже появились дешевые и очень приличные матерчатые сумки, так сказать, авоськи наших дней. Хорошо бы подсчитать, на сколько уменьшилось количество пленки в мусоре.
И этот случай, и пример с металлическими банками – лишнее доказательство очевидного: сам собой мусорный вопрос не решится. Работать над ним надо.