Примерное время чтения: 8 минут
2052

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами?

«АиФ. Здоровье» № 43. Самое счастливое в жизни время начинается после 50 лет 21/10/2010

Менялы

Ваш ребенок обменял конструктор-трейлер на китайский вертолет? Ура, малыш! Еще недавно, желая овладеть чужой пожарной машиной, ты бился в песочнице насмерть. А теперь вырос, поумнел.

Это ничего, что фирменный конструктор стоит кучу денег, а китайчатина завтра откинет крылья. Сравнивать и оценивать ребенок научится позже. Зато сегодня он постиг то, к чему древний человек шел веками, – натуральный обмен.

Обмен – прообраз денежных отношений и показатель высокой ступени развития как первобытных людей, так и наших сообразительных деток. Книжки, диски, куклы и даже неопознанные, но интересные объекты (стекляшки, камешки, черепки) – каждый предмет имеет в глазах ребенка определенную ценность, во многом не понятную взрослому человеку. Взрослых это часто напрягает: у нас главная единица измерения – деньги, а у ребенка – например, «оно же летает!».

Подсказка для родителей.

Почаще играем в «почемучек». Почему Мишкин вертолет нравится тебе больше, чем твой трейлер с двумя человечками? Только не вводите понятие «стоимость». Из четких математических характеристик ребенку 3–4 лет понятен только размер. Вот какие аргументы может выдать «почемучка»:

● трейлер мне надоел;

● человечков трудно запихивать в кабину;

● у трейлера нет пропеллера;

● кошка Мотя, наверное, испугается вертолета, интересно посмотреть…

Аргументы повзрослеют вместе с вашим малышом. Важно научиться проговаривать их вслух.

Товар-деньги-товар

Современные психологи считают, что приучать ребенка к правильному, спокойному отношению к деньгам можно уже в 2,5–3 года. Только дождитесь, чтобы малыш перестал тянуть все в рот и ему можно было бы давать мелкие игрушки.

1. Играя с малышом в магазин, используйте не пуговицы, а монетки. Помойте их вместе, почистите зубным порошком – заодно покажите, что деньги грязные.

2. Для ребенка 5–6 лет можно отксерить бумажные купюры разных стран – будет, кстати, повод поговорить об истории и географии.

3. Дошкольники способны помогать вам рассчитываться в магазине, складывать сдачу в кошелек: «Вначале мы пересчитаем и уберем бумажные деньги, они самые важные, а потом уж монетки».

Подсказка для родителей.

Устройте детке самостоятельный шопинг – это возможно уже в 5 лет. Только соразмеряйте сложность задачи с особенностями вашего чада. В случае когда товарищ зажат и стесняется, шопинг может проблему решить, а может и усугубить. Не хочет – не нажимайте. Зато улыбчивой болтушке все по плечу: протянет деньги, скажет нужные слова.

● Посылайте малыша в ларек на прогулке – так, чтобы действо происходило у вас на виду.

● Выясните, пойти ли вместе с ним, чтобы видеть его замечательную самостоятельность, или вам лучше подождать рядом, на скамеечке.

● Деньги вначале лучше давать под расчет, позже вместе просчитывайте сдачу заранее.

Деньги превращаются…

Первые покупки – необязательно мороженое или сок. Очень хорошо, когда дети делают что-то нужное для семьи. «Кто же это такой хлеб принес – свежий, корочка хрустящая?» А вот он, удалец-молодец, да еще и сдачу правильно сосчитал.

Со временем каждый ребенок начинает понимать, что деньги можно превращать в любые вещи – игрушки, мороженое, билет в цирк. Заплатил – купил. Почему нельзя взять из дому побольше этих самых денег? Чтобы купить все-все-все? Уже в 4–5 лет дети способны выделять среди множества желаний разумные – конечно, включая некоторую долю баловства и удовольствий.

Подсказка для родителей.

Отыгрывайте эти понятия в сценках с избалованной куклой или жадным медвежонком, которые требуют, например, 10 мороженых в вафельных стаканчиках. Но с каждым годом ваши игры должны быть все ближе к реальной жизни. Потому что впереди школа. А это значит, что ребенку предстоит самостоятельно распоряжаться первыми личными финансами – карманными деньгами.

Налично-карманные

Чаще всего небольшие суммы карманных денег становятся действительно необходимыми детям с 6–7 лет. В начальной школе карманные средства есть примерно у половины учеников. Статьи расходов в основном продовольственные – сок или булочка на переменке.

Педагоги считают, что в течение 3–4 месяцев ребенок привыкает считать сдачу, правильно хранить кошелек, помнить, сколько денег осталось.

Подсказка для родителей.

Выплачивайте карманные деньги каждый день, а по мере взросления ребенка, к 11–12 годам, – раз в два-три дня. Если единовременно выдать деньги на месяц вперед, от них ничего не останется уже через 5–6 дней. Младшие дети категорически не способны планировать. Для них «через три недели» – значит, никогда.

За что платить?

Оттереть 6 плиток в кухне, собрать 2 кг малины на даче – это для человека 6–7 лет трудовой подвиг. Нет дачи? Поручите ему вскопать квадрат земли у подъезда, купите рассаду – вот и заработает на диск с мультиками. Если есть свой бизнес – найдите, выделите, придумайте, в конце концов, дело для ребенка. Можно, например, привозить из офиса неразобранную «пятничную» почту. Аккуратно разрезать конверты и прикреплять к ним скрепкой вложенные бумаги по силам даже дошколенку.

Семья 12‑летнего Миши К. дважды в год моет окна у папы в офисе. Половина заработанных денег традиционно проедается в кафе-мороженом, а остаток делят поровну на всех. И хотя маме было бы легче дать Мише эти деньги просто так (семья небедная), она почему-то уже три года устраивает этот «субботник», иногда прихватывая и Мишиных друзей.

Официально устроиться на работу можно начиная с 14 лет. Вакансий курьера, промоутера, озеленителя и расклейщика объявлений хватает на всех желающих даже летом. Первые две «профессии» потребуют или помогут развить у подростка навыки общения, умение ориентироваться по карте, рассчитывать время. У работников «лопаты и совка» труд более однообразный – в основном копать-поливать. Расклейщик – злой гений дворников – должен быть аккуратным и шустрым: процесс «достать, намазать, наклеить, убрать» нужно уложить в считаные секунды.

Подсказка для родителей.

Если ваш возмужавший товарищ решил искать работу, не бегите впереди паровоза! Не стоит сильно вмешиваться: «Я уже все прозвонила, вот тебе списочек». Прозванивайте, не афишируя. Конечно, вам легче распознать и отсеять сомнительные предложения, но, подсунув ребенку стоящие, предоставьте окончательный выбор ему.

Кстати, заработацнные деньги ребенок имеет право потратить на себя или присоединить к своим прежним накоплениям. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак.

Не забудьте заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

Важно

«Всегда найдутся люди, которые богаче вас, – утверждает семейный психолог Наталья Панфилова, и она права. – Как помочь детям это принять?»

Правило 1. Не замалчивайте эту проблему, общайтесь. С ребенком 12–13 лет уже можно говорить о будущем: «Завидуешь ты, не завидуешь – ничего не изменится. Хочешь такой велосипед – давай подумаем, что и когда нужно будет для этого сделать. Мы обязательно поможем». Малышей, наоборот, переключайте, причем на сиюминутное: «Подумаешь, велосипед! Мы вот завтра поедем с папой в зоопарк».

Правило 2. Постоянно подпитывайте детское восхищение личными и семейными достижениями. Мамины пирожки, папин волейбол на пляже, старший брат на машине покатал… Дети так умеют гордиться нами! Они хвастаются нашими подвигами больше, чем вещами.

Правило 3. Выбирайте среду разумно. Стоит ли пыжиться, зарабатывая деньги на элитную школу (студию, секцию), если ваш ребенок будет там стыдиться своих китайских машинок или дешевых кроссовок?

«АиФ Здоровье» рекомендует

Дарить ли ребенку деньги? Большинство российских психологов считают, что не стоит. Выбрать вместе с ним подарок – да, передать в руки конверт – нет! Во многих крепких, с традициями, семьях деньги не дарят ни подросткам, ни взрослым. Покупка необходимого – дело повседневное, а праздник – это приятный сюрприз, неожиданная «сбыча мечт».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы