Совершенно бесплатно городом и партнёрами открыты серии курсов, в рамках которых каждый желающий может выбрать направление для развития по душе и даже не одно.
В мероприятии приняли участие: Андрей Пентюхов, начальник управления развития социальных коммуникаций и активного долголетия Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы; Наталья Моторо, заместитель директора Института непрерывного образования Московского педагогического университета (МПГУ); Михаил Делягин, д. э. н., российский экономист, публицист; Михаил Меликишвили, руководитель дирекции по работе с пенсионерами «Почта Банка»; Алла Рекова, директор автономной некоммерческой организации «Центр развития социальных технологий» (центр «Серебряные волонтеры» в Москве).
Раскрывая тему мероприятия, — вопросы финансовой грамотности пенсионеров — экономист Михаил Делягин отметил, что безграмотных в самом общем смысле этого слова пенсионеров в России нет. Не все идут в ногу со временем и осваивают новомодные гаджеты, но если жизнь заставит, то осваивают с достаточной лёгкостью. «Наши пенсионеры — это люди, которые получили образование при советской власти. Когда возникает жизненная потребность, — например, звонить живущим отдельно родственникам бесплатно по скайпу — пенсионеры учатся успешно».
Экономист подчеркнул, что важную часть обучения пенсионеров должны составлять курсы по защите от мошенников, которые — как не без иронии отметил Делягин — чувствуют себя восхитительно, то есть наказания не боятся. «Людям надо объяснять, как распознавать мошенников, что не нужно им доверять. Иначе многочисленные банки псевдо-нулевых кредитов будут по-прежнему потирать руки, обманывая пенсионеров», — заключил он.
Как подчеркнул руководитель дирекции по работе с пенсионерами «Почта Банка» Михаил Меликишвили, в стране по инициативе Минфина в прошлом году проведено почти 2000 мероприятий, направленных на рост финансовой грамотности. Пенсионеры составляют значительную часть их аудитории. Правила, позволяющие не стать жертвой мошенников, просты. Ни под каким предлогом нельзя передавать третьим лицам информацию о банковской карте: номер, срок ее действия, пин-код и трехзначный код безопасности на обороте карты. Предлагаемые или навязываемые незнакомцами финансовые продукты и услуги, обещающие легкий гарантированный доход, стоит игнорировать.
Для обеспечения безопасности клиентов в «Почта Банке» работает специальная программа мониторинга, которая фиксирует нетипичные расходы клиента. При их обнаружении сотрудники банка в обязательном порядке совершают звонок пользователю для подтверждения совершения операции.
Эксперт отметил, что, помимо курсов финансовой грамотности, пенсионеры живо откликаются на обучение по направлению цифровых инноваций. Так, число пользователей мобильного приложения «Почта Банка» среди клиентов возрастной категории 50+ в 2017 году увеличилось в шесть раз по сравнению с 2016 годом. Значительная часть клиентов в сегменте 50+ знакома с банковским обслуживанием, умеет пользоваться банкоматами и пластиковыми картами. Они сравнивают предложения различных банков в поисках наиболее привлекательных условий по продуктам и осваивают дистанционные каналы обслуживания.
Михаил Меликишвили с оптимизмом смотрит в будущее: «Современные пенсионеры привыкли к довольно высокому уровню качества жизни, который на пенсии они стараются поддерживать таким же, как и во время трудовой деятельности. Уже в ближайшем будущем в клиентской базе крупных банков пенсионеры начнут играть более весомую роль. Например, „Почта Банк“ нацелен на работу с клиентами старшего возраста и предлагает им как пенсионное обслуживание, так и кредиты и вклады на особых условиях».
Есть устоявшееся мнение, что выход на пенсию – своеобразный вердикт для активных граждан. Прощание с работой еще недавно ассоциировалось с резким обрывом социальных связей, одиночеством и депрессией. Но в Москве эту проблему решили кардинально.
«У наших пенсионеров все по секундам расписано! — констатировала Алла Рекова, директор центра «Серебряные волонтеры». — Им некогда скучать: тут тренинг, тут семинар, тут с внуками заниматься нужно».
Центр под управлением Аллы Рековой занимается комплексной занятостью людей пожилого возраста: от досуга до трудоустройства. Серебряные волонтёры, по словам эксперта, — активные и ответственные. На любое мероприятие, где требуется их помощь, записываются всегда сверх заявленного числа.
Про уникальное учебное учреждение «Серебряный университет» рассказала Наталья Моторо. И здесь опять-таки пенсионеры обошли молодёжь. «Лучших студентов я не встречала! — констатирует педагог МПГУ, — Они знают, для чего учатся; учёба им жизненно интересна». Повышенная требовательность к преподавательскому составу, душевная теплота и весомый жизненный опыт серебряных студентов добавляет процессу обучения новое качество: учатся и студенты у преподавателей, и преподаватели у студентов. Серебро, по словам идеолога курсов, — это символ не седины, а того, что поколение ценно, как этот металл.
Начальник управления развития социальных коммуникаций и активного долголетия Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Андрей Пентюхов рассказал о проекте «Активное долголетие», рассчитанном на людей преклонного возраста, а также о «Московском долголетии», который направлен уже на все категории граждан.
«Оба проекта долгосрочные, рассчитаны на многие годы. За эти годы мы значительно повысим качество жизни людей старшего поколения. Главное, чтобы гражданин заявил потребность, желание принять участие в этих проектах», — отметил Андрей Пентюхов.