Примерное время чтения: 4 минуты
372

Зачем нам новые правила в общественном транспорте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Расследование «АиФ»: много ли в России российского 01/10/2008

Травма по требованию

Утро, привычная давка около передних дверей автобуса. Вспоминаю, что «граждане обязаны соблюдать очерёдность при входе в автобус» (п. 4.2 «Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования», далее везде просто «Правила». - Прим. авт.), и... непонятно как оказываюсь в самом хвосте очереди. повезло ещё, что водитель попался сердобольный  -  ведь по новой инструкции теперь он сам решает, когда закрывать двери («п. 3.1.9. <водитель обязан> ограничивать посадку пассажиров в зависимости от наполнения салона»). Александр Морозов, сопредседатель общественного движения «Город и транспорт», успокаивает меня: «За рубежом пассажиры свободно проходят в салон. У нас же давку перед дверью создают именно турникеты. При вводе новых требований логично было бы снять их либо выпускать на маршрут больше машин. Да и пассажиров жалко: могут прижать ногу или руку. Водитель объявит о завершении посадки, но кто это услышит? Только  пассажиры, уже находящиеся в салоне. А те, кто ещё на улице, продолжат штурмовать автобус».

Протискиваюсь в салон: тесно, яблоку негде упасть, не говоря уж про человека. В голове неожиданно «всплывает» п. 6.2.6. «Во избежание получения травм во время движения <пассажир обязан> держаться за поручни». Вздыхаю и тянусь вверх - заботу о себе нужно ценить. Хотя вот Алексей Монахов, ст. юрис-консульт Федерации правовой помощи потребителям, считает, что таким образом компания заботится прежде всего о себе: «Раньше это было не требование, а рекомендация. Пассажир в случае травмы мог обратиться в суд. А сейчас всегда можно сослаться на то, что человек не выполнял требования и сам во всём виноват».

Сигнал бедствия «заморозили»

Но я альтруист и, кроме того, честно заплатила за проезд 19 руб. Значит, вправе рассчитывать на безопасность и капельку заботы. Иначе зачем вообще марать бумагу и менять правила? «Предыдущие правила были приняты 5 лет назад, - рассказали мне в пресс-службе ГУП «Мосгортранс». - С тех пор многое поменялось: дорожное движение стало более оживлённым, исчезли компостеры, установлены валидаторы. В связи с этим появились новые правила проезда. Теперь, например, «пассажир обязан перед выходом нажимать кнопку на двери» (п.  4.4. «Правил». - Прим.  авт.). Понятно, что  и до введения новых правил так делали все, но нужно же было документ привести в соответствие с реальностью».

«Это правило нельзя было утверждать, - возмущается водитель троллейбуса № 63 Михаил Гольдштейн. - после введения валидаторов пассажир не может подать «сигнал бедствия» водителю. Раньше люди кнопку нажимали, если  кому-то становилось плохо, зажало дверьми руку или сумку. А сейчас как разобрать - пассажир просит выйти или требуется помощь?!»

Зато инвалидам обещают комфортные условия проезда. В пресс-службе ГУП «Мосгортранс» мне рассказали, что водитель низкопольного автобуса, увидев маму с коляской или инвалида, обязан выйти из кабины и откинуть около вторых дверей специальный трап - чтобы людям было удобнее заезжать.  Разве это не забота о людях? Правда, в правилах  эта почётная обязанность водителя почему-то прописана более сухо: «п. 3.1.14. <водитель обязан> обеспечить безопасную посадку и высадку, а также комфортные условия проезда    инвалидов-колясочников». «Я вожу низкопольный троллейбус и за год ни разу не опускал трап, - признаётся Михаил Гольдштейн. - чтобы инвалид или мама с ребёнком заехали в транспорт, нужно практически вплотную прижать автобус к тротуару. А из-за припаркованных на остановках автомобилей людей иногда приходится высаживать чуть ли не на проезжей части».

Но, видимо, чиновники предпочитают персональные автомобили. Может, если им подарить проездной на автобус, правила станут ближе к нам, пассажирам?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах