Может ли ресторан самостоятельно включать чаевые в счёт заказа?
В ресторанах распространена практика так называемых чаевых: материальной благодарности для официантов за качественное обслуживание со стороны посетителей. Некоторые заведения прописывают в счёте рекомендованный размер чаевых, которые гости могут оставить сотрудникам. Но есть рестораны, которые самостоятельно включают в счёт сумму за обслуживание, которую посетитель должен заплатить. Законно ли это?
Нет, незаконно. Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей информирует, что включение дополнительной цены в счёт за обслуживание не соответствует природе чаевых. Дело в том, что чаевые представляют собой безвозмездную передачу денег клиентами официантам, которая отвечает признакам договора дарения, закреплённым в Гражданском кодексе РФ. Таким образом, уплата чаевых — это право клиента, а не его обязанность, и требовать их ресторан не может.
Согласно пункту 24 Правил оказания услуг общественного питания, администрация ресторана вправе предложить потребителю возмездные услуги, которые оказываются в заведении. При этом сотрудник не может без согласия посетителя выполнять дополнительные услуги за плату. Однако, как пишет Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ), обслуживание столика не является дополнительной услугой, так как в саму услугу общественного питания в кафе и ресторанах уже входит доставка блюд к столам. Исключение составляют закусочные с самообслуживанием.
В то же время, согласно статье 16 закона «О защите прав потребителей», запрещено обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других услуг. Таким образом, обязательная плата за обслуживание для посетителей ресторанов незаконна.
Что делать, если в чек внесли дополнительную плату?
РАПСИ советует посетителю, столкнувшемуся с вымогательством платы за обслуживание, спокойно попросить официанта пригласить администратора и напомнить тому о нормах законодательства, которые нарушает ресторан. На практике чаще всего этого бывает достаточно, чтобы мирно решить вопрос в пользу клиента.
Если сотрудники ресторана не соглашаются с доводами гостя, ему следует оплатить счет, а потом составить письменную претензию на имя руководителя общепита, пишет Роспотребнадзор. Также клиент может оставить запись в книге жалоб.