Для чего лицензировать управляющие компании?
Андрей Широков, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
— Действительно, Правительство РФ предполагает выдавать организациям, управляющим многоквартиными домами (УО), лицензии, дающие право заключать договоры управления с собственниками жилья. По идее, этот документ должны получать организации, соответствующие определённым требованиям. Но до сих пор утверждение Правительством РФ каких либо требований к УО (по уставному капиталу, по оборотным средствам, по наличию банковских гарантий выполнения условий договоров с собственниками жилых помещений и ресурсоснабжающими организациями и т.п.) не предусмотрено федеральным законодательством.
Если лицензирование будет вводится, то нужно обеспечить ответственность органа публичной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, за качество исполнения УО услуг и работ по договорам управления. Эта ответственность должна выражаться конкретными суммами бюджетных средств, которые должны будут возвращаться собственникам жилья, если и когда УО не выполняют свои функции, не обеспечивают качество жилищных и коммунальных услуг. Без такой ответственности институт лицензирования может легко превратиться в известный институт «продажи билетов в провал». Печальный опыт лицензирования в ряде сфер деятельности хозяйствующих субъектов хорошо известен, именно поэтому федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» N 99-ФЗ резко сократил объемы лицензирования в России.
Не следует забывать, что сегодня уже существует ряд установленных законодательством видов контроля деятельности УО (государственный жилищный надзор, муниципальный контроль...), но они не привели к сокращению потока жалоб собственников и нанимателей жилья на качество работы УО. Мне кажется, что прежде чем вводить лицензирование деятельности УО, Правительство РФ должно пояснить обществу, почему публичная власть не может сегодня добиться эффективного контроля работы УО. Может быть, вместо разработки новых форм контроля УО, следует изменить жилищное законодательство так, чтобы управление многоквартирными домами стало наконец видом профессиональной деятельности, для которого будут установлены четкие экономические цели управления. Надо помнить и о том, что в жилищной сфере сегодня основная часть имущества является частным и, конечно, объем функций публичной власти должен здесь быть минимальным.