Примерное время чтения: 7 минут
4481

Что такое «обычная» черная смородина?

«АиФ. На даче» № 14. Многоликая смородина 19/07/2013
Зеленоплодная черная. Фото Татьяны Жидехиной

Селекционер и автор сортов смородины, заместитель директора Ботанического сада Белгородского государственного университета, доктор с.-х. наук, профессор Владимир Сорокопудов знает эту группу растений как никто другой.

Елена Поплева, «АиФ. На даче»: Владимир Николаевич, бытует мнение, что смородина – довольно примитивная и скучная культура. А вы работаете с ней более 20 лет. Что скажете?

Владимир Сорокопудов: Я вырос в Волгоградской области, где смородина росла в изобилии. Эта культура была частью нашей обыденной жизни. Но в самом начале научной работы меня поразил тот факт, что существует много не похожих друг на друга видов черной смородины, среди них есть очень красивые и интересные. В тот момент особенно запала в душу смородина моховка – ее кустик такой маленький, что почти лежит на земле, но ягоды очень сладкие. А проработав с сортами и видами смородины более 20 лет, я до сих пор открываю в ней новые качества, которых раньше не видел!

Черная и многоликая

Е.П. «АиФ. На даче»: Вы говорите про дикорастущие виды. А какая от них практическая польза? Разве они вкуснее или урожайнее обычных сортов смородины?

В.С.:  А что такое «обычная» черная смородина? В глазах любителей-садоводов она может считаться обычной, но ведь практически каждый современный сорт был создан на основе двух, трех, а то и пяти разных дикорастущих видов! Если бы наши селекционеры сидели сложа руки, мы могли уже давно потерять эту прекрасную культуру из-за мучнистой росы и других проблем. Использование «дикарей» в селекции – объективная необходимость, потому что постоянно появляются более агрессивные расы болезней и разновидности вредителей, а именно виды обладают разнообразными механизмами устойчивости.

Например, российский селекционер Алексей Андреевич Потапенко, работавший в Восточной Сибири еще в 80‑х годах прошлого века, привлек в селекцию совершенно разную смородину: с Дальнего Востока, из Скандинавии и из Америки. Этот большой ученый предвидел, что только таким путем можно создать хорошие сорта, и оставил после себя великолепную черную смородину для Сибири. Я до сих пор работаю с его наследием, и там есть перспективные формы. Они устойчивы к мучнистой росе, самоплодные, с транспортабельными ягодами и изящными бело-розовыми цветками на длинных кисточках, которыми просто невозможно не залюбоваться! Эффектный внешний вид во время цветения – наследие гостьи из Америки, смородины гудзонской, которая вошла в их родословную.

Е.П. «АиФ. На даче»: Но ведь у смородины гудзонской ягоды с горчинкой. Новые сорта тоже этим страдают?

В.С.: Почему «страдают»? Я не считаю это недостатком. После Чернобыльской аварии ученые активно искали продукты, выводящие радиоактивные изотопы из организма. Горьковатые ягоды с высоким содержанием пектинов и аскорбинки – а это жимолость, калина, смородина – оказались мощными антирадиантными средствами. Такие культуры и сорта – просто находка для жителей районов с повышенным уровнем радиации или других загрязнений!

Да и о какой горчинке мы с вами говорим? Это же не хина, а легкий пикантный привкус, который многим нравится. Лично я его просто обожаю. И вообще – смородина должна быть с разным вкусом. У меня есть сорт  Глариоза  – в ягодах содержится 13% сахаров, в ней вообще кислоты не чувствуется. Ее любят даже люди, которые на дух не переносят черную смородину – а ведь она тоже потомок смородины гудзонской!

Из декоративных – в ягодные

Е.П. «АиФ. На даче»: Вы предлагаете использовать совершенно новую культуру – смородину американскую. Но ведь до сих пор у нас в стране она выращивалась только в качестве декоративного кустарника?

В.С.: Ягоды у большинства образцов американской смородины по-настоящему горькие и невкусные, но мне как селекционеру-ягоднику всегда было интересно: ну неужели нет форм со съедобными плодами? Правда, в советские времена в Ташкенте селекционер Ягудина выводила засухоустойчивый гибрид смородины американской. Он выращивался в условиях Средней Азии, но позже потерялся.

К счастью, у нас в стране есть любители-садоводы, которые имеют богатые коллекции растений и обширные познания. Один из них – Александр Иванович Сидельников, инженер-доменщик по профессии, оказался владельцем образца относительно съедобной американской смородины. Я попросил у него семена, посеял и потом отобрал интересные растения. Одна форма дает плоды с отменными вкусовыми качествами и пикантным пряным ароматом.

На вид ягодка похожа на черную смородину, но она длинная, наподобие барбариса, а мякоть под черной кожицей – белая, как манная каша. Если оставить горстку плодов в комнате, то потом там долго стоит потрясающий тонкий, ни на что не похожий аромат. Ягоды хороши и свежие, и переработанные, и сушеные. Это необыкновенное чудо, кто пробовал – все в восторге! Я передал смородину в сортоиспытание и назвал  Плутон  – как что-то недосягаемое, невиданное.

Но американская смородина не должна расти в одиночку. Нужно сажать 2–3 гибрида вместе – при опылении урожай всегда лучше. То есть для селекционера здесь еще есть работа!

А золотистая – лучше!

Е.П. «АиФ. На даче»: Вы работаете и с золотистой смородиной. А чем хороша она?

В.С.: Золотистая смородина – совершенно особенная! Впервые я увидел ее у своих соседей еще в детстве и был страшно заинтригован тем, как ее ягоды меняют цвет – из зеленых становятся желтыми, потом красными, а потом черными. Став селекционером, я восхищаюсь ею еще больше! В последние несколько лет лето в нашей Белгородской области очень жаркое. Почва прогревается до 60 градусов и выше. Черная смородина, если ее не замульчировать слоем сантиметров десять опилками или перегноем, в таких условиях может погибнуть. Мульча защищает ее от температурных стрессов, а также от вредителей. Корни черной смородины находятся в верхнем слое почвы (30 см) и без защитного слоя запекаются, как картошка. Я сам проверял – летом осматривал корни засохших кустов – и убедился, что они «испеклись».

Зато смородине золотистой наша жара нипочем. Ее корни глубоко, до 2 метров, уходят в почву и не замечают дискомфорта. Это растение родом из пустыни Колорадо, где камни раскаляются еще сильнее, чем наша почва. Так что наши садоводы все чаще стали говорить: зачем нам обычная смородина – мы лучше посадим золотистую. Ну и что, что у нее нет этого запаха, зато будет приличный урожай прекрасных поливитаминных ягод. Но надо запомнить – золотистую нельзя сажать одну, нужно 2, 3, 5 разных сортов или форм, чтобы получить гарантированный урожай.

Комментарий Владимира Сорокопудова:

- В 90‑х годах мне попалась статья финских ученых, обративших внимание на черную смородину с зелеными ягодами. Мне показалось обидным, что в маленькой Финляндии такая есть, а в огромной России – нет. Как это может быть? У меня появилась мечта о зеленоплодной смородине. И что вы думаете – через некоторое время среди собственных подопытных растений я обнаружил черную смородину, которая оставалась зеленой, когда все остальные образцы давно созрели. Я ждал и ждал, но в один прекрасный день вдруг увидел, как в зеленых ягодах просвечивают семена! Меня озарило: эти плоды были уже наливные, как это бывает с яблочками, просто-таки «дышали». На вкус они оказались шикарно вкусными, невозможно было оторваться. Скоро буду передавать эту смородину в сортоиспытание. Мечтай – и мечта твоя сбудется!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах