Ревю «Жизнь прекрасна!» представляет собой некий пример естественного отбора в области популярной музыки: по проверенным временем песням, шлягерам из кинофильмов и мюзиклов, танцевальным и рок-хитам, вошедшим в спектакль, можно было бы написать учебник об эволюции эстрады. Сам Михаил Швыдкой не устает подчеркивать, что этот сборник мелодий и ритмов (в том числе и зарубежных) ни в коем случае не является очередными «старыми песнями о главном», потому что странно было бы услышать, например, в филармонии объявление: «Прослушайте, пожалуйста, старую симфонию Чайковского». Так и с номерами спектакля «Жизнь прекрасна!»: здесь представлена музыка живая, часто исполняющаяся, можно сказать, бессмертная. Поэтому говорить о содержании ревю бессмысленно: можно спорить об отборе, но никак не о качестве материала. Тем более что аранжированные под большой оркестр Театра мюзикла разножанровые шедевры звучат объемно и свежо.
Условно весь спектакль можно поделить на несколько блоков: Дунаевский и советский кинопром начала XX века, песни военных лет, шлягеры из трофейных фильмов, танцплощадка с диско, твистом и рок-н-роллом, фрагменты мировых мюзиклов и постановок самого Театра мюзикла. Отдельно стоит выделить удивительно точные в своей интонации связки между ними, которые осуществляет лично Швыдкой. Каждый из блоков он предваряет небольшим экскурсом в «историю вопроса», в котором рассказывает о том, каким образом в СССР стало возможным появление той или иной музыки, как в нашу музыкальную культуру проникли джазовые мотивы и сколько пришлось извести рентгеновской пленки, чтобы слава «битлов» дошла от Москвы до самых до окраин. Особенно подкупает то, что в своих «лирических отступлениях», полных остроумия и житейской мудрости, Швыдкой не замалчивает самые страшные страницы истории страны (например, репрессии), но после его слов ты как-то особенно остро осознаешь, что жизнь действительно прекрасна, несмотря ни на что.
Над оформлением спектакля работал человек, более четырех десятков лет являющийся главным художником питерского БДТ, настоящая театральная легенда, некогда соавтор самого Товстоногова Эдуард Кочергин. Он взял на себя и свет, и сценографию. Он придумал максимально простое и в то же время функциональное решение: два занавеса из нескольких широких полос ткани, которые могут подниматься и опускаться в зависимости от задач постановщика (режиссером спектакля выступила работавшая над «Принцессой цирка» — безусловным хитом Театра мюзикла последних трех лет — арт-директор театра Марина Швыдкая). И это дало бесконечный простор для фантазии в том числе и хореографа Ирины Филипповой, и художника по костюмам Гали Солодовниковой. В результате работы этой команды получился немного ностальгический, но очень жизнеутверждающий рисунок со всевозможными отсылками и щемящими образами: вот то ли весенний лес из кинофильма «Большой вальс», то ли колонный зал для венского бала, вот парни в серых костюмах исполняют Yesterday на фоне Покровского собора, а вот шагаловские влюбленные взмывают в небеса над машущими им на прощание жителями еврейского местечка.
На поверку «Жизнь прекрасна!» оказывается глубже и значительнее любого концерта в жанре «лучшее, любимое, только для вас» и сильнее по воздействию, чем, возможно, задумывалось самими создателями. «Вы уйдете отсюда счастливыми!» — говорится в рекламном ролике. О счастье утверждать ничего не буду, но более человечными, умиротворенными и уверенными, что все будет хорошо, — без сомнения. И еще: в пресс-релизе сказано, что постановка «Жизнь прекрасна!» собрала песни, которые хочется слушать и которые хочется петь. Скажу больше: с этими песнями хочется думать и — как результат — понимать про эту самую жизнь чуть-чуть больше.
«Жизнь прекрасна!» идет до 14 октября и с 17 ноября по 5 декабря 2018 г. в Московском театре мюзикла на Пушкинской площади.