Примерное время чтения: 8 минут
4430

Вы свободны. Незавидная судьба звезд немого кино после появления звука

Иван Мозжухин, Лиллиан Гиш, Пола Негри.
Иван Мозжухин, Лиллиан Гиш, Пола Негри. / Common.Wikimedia.org, Public domain / Коллаж АиФ

Когда на экраны вышел первый звуковой фильм «Певец джаза», карьера многих известных в то время актеров оказалась под угрозой: у кого-то был жуткий акцент, а у кого-то некрасивый от природы голос. АиФ.ru рассказывает о звездах, жизнь которых с приходом звука в кинематограф поделилась на «до» и «после».

Иван Мозжухин

Когда назойливые журналисты спрашивали Ивана Мозжухина о происхождении, тот без какого-либо стеснения всегда признавался, что в его жилах течет самая обычная крестьянская кровь. Дед легенды немого кино долгое время работал управляющим в имении князя Оболенского, за что и получил вольную для всей своей семьи.

Прежде чем стать актером, Иван по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета, однако через два года бросил учебу. Родитель поступок сына не оценил, вот только сам Мозжухин ничего не мог поделать с внезапно проснувшимися в нем творческими наклонностями. Карьера в кино началась для него с второстепенных ролей в провинциальных театрах, а потом плавно привела молодого человека на съемочную площадку. На экранах Иван смотрелся эффектно, поэтому начинающего актера довольно быстро взяли в оборот. Только в 1914 году вышло 18 картин с участием Мозжухина! Ажиотаж вокруг артиста не стихал вплоть до его ареста красногвардейцами, который случился в 1919 году, прямо во время съемок очередного фильма. Звезде немого кино вместе с супругой Натальей Лисенко грозил расстрел. К счастью, один из красных командиров оказался давним поклонником актера и спас супругам жизнь. Однако оставаться в России они больше не могли, поскольку это было небезопасно. В начале 1920 года пара покинула страну на грузовом греческом судне «Пантера», открыв для себя новую родину — Францию.

В Париже Иван не только продолжил сниматься, но и попробовал себя в качестве сценариста и режиссера. Заграничная карьера эмигранта складывалась довольно удачно, пока его не заманили в Голливуд. К сожалению, контракт с Universal Pictures дорого обошелся актеру. Во-первых, Мозжухина заставили взять псевдоним Джон Москин, во-вторых, заставили сделать пластическую операцию на носу и наконец, в-третьих, из нескольких запланированных картин Иван появился лишь в одной, после чего вернулся обратно в Европу. Близкий друг актера Александр Вертинский был уверен, что «голливудские приключения» Мозжухина не были случайностью, таким хитрым образом зарубежные продюсеры просто избавились от ненужного европейского конкурента. Возможно, он мог бы реабилитироваться перед французской публикой даже с новой внешностью, но его возвращение в кино совпало с появлением звука. Ярко выраженный акцент и неидеальное знание языка лишили Ивана возможности продолжить некогда блестящую карьеру. Из звезды немого кино он превратился в актера второго плана. Умер Мозжухин в возрасте 49 лет от чахотки.

Лиллиан Гиш

За свою долгую жизнь Лиллиан Гиш попробовала себя не только в актерском амплуа, но в качестве сценариста, режиссера и писателя. Началось все с игры в школьных постановках, потом девушка участвовала в спектаклях передвижного театра и наконец, для нее настало время кино. Своему появлению на экранах она обязана актрисе Мэри Пикфорд, которая представила Гиш Дэвиду Гриффиту. С его подачи киностудия Biograph подписала контракт с Лиллиан, и в 1912 году зрители впервые увидели девушку в картине «Невидимый враг». Начинающей артистке тогда было всего 19 лет. С этого момента начался довольно плодотворный профессиональный «роман» актрисы с режиссером. За первые два года сотрудничества Лиллиан снялась в более чем 25 картинах Гриффита. Надо отметить, что она всегда очень трепетно относилась к своим ролям и часто рисковала собственным здоровьем ради профессии. Так, например, во время съемок фильма «Путь на Восток» Гиш повредила себе несколько пальцев из-за того, что ее рука слишком долго находилась в холодной воде, ведь согласно сценарию обессиленная героиня мелодрамы плыла на льдине к водопаду. Еще одна подобная ситуация произошла с Лиллиан, когда она уже работала в «MGM». В картине «Богема» актриса должна была изобразить смерть своей героини, для этой сцены Гиш несколько дней ничего не ела и практически не пила, чтобы выглядеть максимально изможденной. В итоге, когда дело дошло до съемок, режиссер в серьез подумал, что на его глазах умирает не героиня Мими, а сама исполнительница главной роли. «Богема», как и последовавшая за ним «Алая буква» имели большой успех у публики, а вот третья картина «Ветер» провалилась в прокате, поскольку к тому моменту в кино уже появился звук. Это обстоятельство привело к тому, что девушка по собственной инициативе перестала сниматься. Звезда полностью сосредоточилась на театре, снискав на сцене не меньшую популярность, чем когда-то кино. Лишь начиная с середины 40-х годов Лиллиан снова появилась на экранах, только теперь это происходило крайне редко. За работу в фильме «Дуэль под солнцем» Гиш даже чуть не получила «Оскара» в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Последний раз артистка появилась в кино в возрасте 94 лет. Это был фильм «Августовские киты». А через пять лет ее не стало.

Пола Негри

Барбара Аполония Халупец с детства любила окружать себя мифами: то распространяла небылицы о том, что родилась в последний день столетия, то сочиняла невероятные истории про отца, которого якобы сослали в Сибирь, хотя на самом деле он просто ушел из семьи к любовнице. А еще Барбара мечтала повторить успех своей соотечественницы Матильды Кшесинской, но не получилось. Обучение в Петербургском балетном училище закончилось для начинающей танцовщицы туберкулезом и возвращением в родную Польшу. Когда одна дверь перед Халупец закрылась, несостоявшаяся балерина тут же открыла другую, под названием «театр». Девушка поступила в Императорскую Академию драматического искусства и в 1913 году дебютировала на сцене. Год спустя она снялась в картине «Раба страстей, раба порока» и тогда же взяла себе более благозвучный псевдоним, который сегодня знают во всем мире — Пола Негри. Ее карьера складывалась довольно успешно, но настоящий прорыв случился благодаря знакомству с Эрнстом Любичем. В 1923 году режиссер и его муза уехали работать в Голливуд, где подписали контракт с студией Paramount.

В самом начале вокруг артистки возник небывалый ажиотаж, тем более что студийные боссы активно этому способствовали, подбрасывая прессе новости о романе Негри с Чарли Чаплином, а так же о ее конфликте с коллегой по цеху Глорией Свенсон. Не меньший интерес вызвал роман Полы с секс-символом эпохи немого кино Рудольфом Валентино, который внезапно погиб из-за врачебной ошибки. Но даже несмотря на шум вокруг персоны Негри, через несколько лет спрос на картины с ее участием неминуемо падал. Жирная точка в голливудской карьере была поставлена с появлением звука. Да, актриса хорошо знала английский, однако от акцента так и не избавилась. В итоге ей пришлось переехать в Германию и сниматься в картинах совсем другого порядка, которые явно не добавляли звезде популярности. В 40-х Негри снова вернулась в Голливуд, вот только там ее уже никто не ждал. Правда, однажды у Полы все же появился реальный шанс напомнить о себе. Режиссёр Билли Уайлдер предложил ей роль в фильме «Бульвар Сансет». Главная героиня картины — известная в прошлом актриса немого кино, которая не может пережить закат своей карьеры и сходит с ума. Увы, Негри отказалась. В итоге роль досталась Глории Свенсон, а сам фильм номинировали на «Оскар». Пола же снялась в нескольких проходных лентах, в последний раз появившись на экранах в 1964 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах