С чем приходится сталкиваться провинциалу, решившему покорить столицу, «АиФ» рассказал Михаил Гребенщиков, выпускник первой «Фабрики звёзд».
Розыгрыш
Михаил Гребенщиков: Как-то, ещё до «Фабрики», я приехал из родного Воронежа в Москву ставить свет для одного мероприятия. Прихватил с собой кассеты со своими песнями и сам развёз их по студиям — вдруг кому-то понравится. Когда вернулся домой, раздался звонок от неизвестного мне продюсера: «Михаил, это вы свои песни в Москву привозили? Ну, собирайтесь в столицу. Все ваши песни — хиты». Я так обрадовался. А потом выяснилось, что это подонки — друзья с воронежских радиостанций меня разыграли...
Но позже мне реально позвонили из продюсерского центра, и я, заряженный каким-то воронежским энтузиазмом, поехал в Москву на тогда никому не известный телепроект «Фабрика звёзд». «Миш, ты куда?» — спрашивали меня друзья. «В школу шоу-бизнеса», — отвечал я. И попал в сказку в 26 лет. Вокруг куча молодых красивых девчонок, масса интересных, творческих людей. Единственное, что меня смущало, так это то, что я был музыкально необразован в сравнении с другими «фабрикантами». Послушаешь: у одного за спиной Гнесинка, другая ездила на «Евровидение» в качестве бэк-вокалистки. Кто-то потомственный музыкант, кто-то на 10 языках говорит. А я воронежский диджей с классом коррекции за плечами. Думаю, меня взяли ради шутки...
Всем был тогда интересен вопрос о нашей зарплате. Да, мы зарабатывали по 100 долларов за концерт, а их могло быть по пять в день. Но нас это не тяготило. Каждый «фабрикант» исполнял на концерте по две-три песни, а для молодых людей, которых несколько месяцев назад никто не знал, это были космические деньги. К этим гонорарам плюсовались деньги от продажи плакатов, дисков, авторские отчисления с продажи рингтонов. В результате накапливалась неплохая сумма — 5-6 тыс. долларов в месяц. Поскольку я был режиссёром и ведущим тура, мне платили чуть больше всех (то есть плюс 1000 долларов в квартал).
По мере того как на рынке появлялись новые выпускники «Фабрики», нас стали отправлять в сольное плавание. Многие артисты уход от такого продюсера, как Матвиенко, считали ошибкой. Говорили мне: «Чем больше будешь работать с Матвиенко, тем дольше в "ящике" продержишься, а уйдёшь — вычеркнут отовсюду». Но, с другой стороны, после ухода всё стало зависеть только от меня самого. Пришлось доказывать и бороться, чтобы не остаться в памяти зрителей автором двух песен. Я построил в центре Москвы свою студию — это, по сути, мой маленький магнитофон из детства, запись на который превратилась сегодня в высокотехнологичный процесс.
«Впал в детство»
В последние годы я, можно сказать, «впал в детство» — мои песни поют детские коллективы «Домисолька», «Непоседы», «Волшебники двора». Сейчас работаю над проектом для детского центра «Орлёнок» — 15 лучших «орлятских» песен зазвучат в современных жанрах. Всё это будто притянуло меня к участию в работе Школы профессионального творческого развития Аллы Пугачёвой. Я и представить не мог, что «Фабрика» приведёт меня в кабинет примадонны, где она будет начитывать мне детские стихи, чтобы я, как музыкальный продюсер, написал к ним музыку.