Николай, ты на днях заявил, что «Любэ» планирует выступить ещё и в Крыму с украинской группой «Океан Ельзи»...
Николай Расторгуев: Я заявил, но подчеркнул, что это пока только идея спеть вместе с Вакарчуком (солистом «Океана Ельзи». — Ред.), который сразу согласился. Он тоже понимает, что мы — два братских, да, по сути, один народ. Но что из этой затеи получится — неизвестно. Потому что мы не знаем, как завтра будут развиваться события в Украине. До 15 марта мы очень заняты. А на 16-е в Крыму намечен референдум. Сейчас все переживают за Украину. Там каждый день что-то неожиданное происходит. Вот поэтому мы и хотим спеть совместно на площади в Симферополе.
— Почему не в Киеве?
— Потому что в Симферополе (улыбается).
Захват власти
— У тебя есть хоть и обывательское, но своё мнение, что там произошло?
— Янукович сдал страну без боя. 21 февраля он в присутствии трёх министров иностранных дел европейских государств подписал соглашение с оппозицией и пошёл на все уступки. Зачем после этого нужно было захватывать власть насильственным путём, когда она уже была в их руках? Может быть, майдановцы боялись, что их не выберут и бортанут на честных выборах? И решили: пока на коне, надо захватить власть с помощью вооружённых отморозков из западного сектора. Произошёл насильственный захват власти, антиконституционный переворот. С этим уже соглашаются даже некоторые наши западные «партнёры».
— И как ты смотришь на то, что Крым станет частью России?
— Положительно. Крым был российской территорией, политой кровью наших воинов. Спьяну ли, по глупости или с каким-то другим умыслом в 1954 году Хрущёв подарил его Украине. Но даже по тем временам это было сделано незаконно. Просто тогда никто даже в страшном сне не мог представить себе, что развалится Советский Союз. В 91-м году, когда Ельцин подписывал соглашение о распаде Союза в Беловежской Пуще, Кравчук его спросил: «Что будем делать с Крымом?» И Ельцин, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «Кемска волость? Да забирайте, я-то думал...» А если бы Ельцин тогда сказал, что Крым, конечно же, наш, никто не стал бы возражать! Уже тогда можно было его вернуть. Но теперь решение за крымчанами. Как они решат, так и будет.
— А по-моему, уже мало кто сомневается в результатах референдума в Крыму.
— Сейчас существует огромная проблема в переговорах с Западом! Тамошние политики намеренно не хотят видеть всю суть событий на Украине и в Крыму, в частности, закрывая глаза на очевидные факты! В программе Владимира Соловьёва заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин пояснил, что в большой политике, если невыгодно, любые, даже вопиющие факты могут просто игнорироваться. Что и делают США и Евросоюз — просто внаглую игнорируют факты расстрела снайперами демонстрантов и сотрудников «Беркута» на майдане и многое другое — им это невыгодно. Но всё это большая политика, а мы — бедные музыканты — можем всего-навсего комментировать то, что видим и слышим.
— В свете того, что госсекретарь США Джон Керри пригрозил России санкциями, ваша песня «Не валяй дурака, Америка!» звучит сегодня как никогда актуально.
— Она всегда звучит актуально. Хотя и шуточная песня. На международном конкурсе в Каннах мы получили за эту песню специальный приз именно за юмор.
— А при помощи вашей свежей песни «За тебя, Родина-мать» можно поднимать патриотический дух...
— Патриотизм — это разве плохо?
— Я не даю оценок. А всего лишь хотел спросить: это внутренняя потребность или социальный заказ?
— Никакой это не заказ. В последние годы появляются поводы гордиться своей страной, которая на самом деле встала с колен. Это не пустые разговоры, а факт. Впервые я это почувствовал во время выступления Владимира Путина в Мюнхене в 2007 году. Уже тогда Россия была не той страной, об которую можно было ноги вытирать. Ну а мы стараемся придать всей этой истории эмоциональную составляющую. В апреле выйдет наш новый альбом, там будут песни и с патриотическим накалом!
— Есть ощущение, что на группу «Любэ» негласно возложена миссия по поддержанию у россиян патриотического духа.
— Никто из Кремля, конечно же, нам это не поручал, если ты об этом. Но мы один из немногих коллективов в стране, у которых эта тема ярко заявлена. Мне кажется, это очень правильно! Мы живём в России — огромном государстве, которое просто обязано быть сильным. Иначе нас просто разорвут.
— И у нас, по-твоему, возможен украинский сценарий?
— Нет. Потому что у нас другая ситуация и у нас есть Путин. Не вижу, кроме него, никого, кто мог бы справляться с невероятно сложными задачами и внутри страны, и во внешней политике России. Кстати, возвращаясь к Вакарчуку: он признал в моём с ним телефонном разговоре, что нам очень повезло с президентом!
От «Клеток» до «Рассеи»
— По песням «Любэ» можно изучать историю страны. Сегодня вы поёте о «Рассее» и «Родине-матери»...
— ...наши песни не на злобу дня, но они всегда появлялись вовремя. Поём о том, что витает в воздухе. Потому что мы всё прошли вместе с нашей страной. Военные песни стали появляться, когда шла первая чеченская война, и т. д.
— ...а в лихие 90-е в песнях «Любэ» фигурировали «иномарки, братки и проститутки» (я имею в виду ваш хит 90-х «Шпарю»).
— И это всё тоже происходило на наших глазах.