Примерное время чтения: 8 минут
499

Илзе Лиепа: «Главный праздник – это Рождество»

АиФ. Здоровье №52. Донорство должно быть безвозмездным 26/12/2013
Илзе Лиепа.
Илзе Лиепа. www.globallookpress.com

Впервые она вышла на сцену Большого театра, когда ей было всего пять лет. С тех пор в жизни Илзе было много побед и поражений, но она никогда не сожалела о выбранной профессии, а свой дебют на великой сцене и сегодня помнит до мельчайших подробностей.

Знак

— Это было мое первое испытание, которое Господь дал мне выдержать и победить, конкурс, где на роль отбирали детей, — вспоминает балерина. — Я, конечно, не осознавала всего, что происходит, но в этом есть какой-то знак. Я ведь вышла не на какую-то сцену, а именно на сцену Большого театра. Я еще не начала заниматься балетом, еще понятия не имела, что ждет меня впереди, но сцена Большого театра уже была под моими ногами.

Наталья Кожина, «АиФ»: Ильзе, знаю, что у вас скоро должна выйти детская книга, где события разворачиваются именно в Большом театре.

Илзе Лиепа: Да, она называется «Театральные сказки». Все герои живут в Большом театре. Это тоже проявление моей любви к нему. Там живут балетные туфельки, коты борются с театральными механизмами, занавес влюбляется в кулису, а Лягушка-балерушка, родившаяся в театральном фонтане, встречается с мышкой Шушу. Кстати, сказку про Лягушку я написала по заказу дочки. (Улыбается.)

Мастер-класс Илзе Лиепы
Мастер-класс Илзе Лиепы. Фото: РИА Новости / Валерий Левитин

— Илзе, как вы думаете, с какого возраста следует приучать ребенка к прекрасному: водить его в театр, на балет, на выставки?

— Нужно постараться создать для ребенка пространство классики. Это касается и классического воспитания тела. Мне кажется, не слишком полезно в детском возрасте заниматься бальными танцами. Это можно сделать и позже, в период юности. Сначала должна быть «инъекция» классики. Я в этом абсолютно убеждена. Особенно в наш век, когда реклама, видео настолько агрессивно вторгаются в жизнь каждого человека и ребенка, что в семье надо максимально дать наслушаться классической музыки, знать хотя бы имя Петра Ильича Чайковского, который подарил нам балеты, доступные детям. А потом привести ребенка в Большой театр.

Моя дочь пришла на балет «Спящая красавица», когда ей не было еще трех лет, но она была к этому готова. Надо самим любить что-то, чтобы иметь возможность передать это ребенку. Если ты не любишь классическое искусство, то как ты можешь это передать?

— Сегодня многие родители хотят отдать своих детей в балет, но им говорят: у вашего ребенка неподходящий рост или он недостаточно пластичен. Вы тоже сталкивались с такими проблемами в начале своего пути?

— У меня всегда была проблема роста, и она, безусловно, существует для балета. Но я вижу, что дети не становятся ниже. Если посмотреть в Историческом музее на костюмы XVII века, то видно, какого роста тогда были люди. Сейчас человечество тянется ввысь. В хореографическом училище очень много высоких девочек, хотя высоким в балете сложно. Длинные ноги, длинные руки, более сложная координация, сложнее воспринимать технику. И не так просто найти себе применение в профессии, все-таки балет требует миниатюрности, особенно классический репертуар: Аврора в «Спящей красавице», Маша в «Щелкунчике». Но отчаиваться нельзя. Есть и современные направления в танце. Там рост становится хорошим и ценным качеством, потому что на сцене хочется уже видеть фигуру, стать. Главное — чтобы нашелся партнер. На мое счастье, партнеры для меня находились...

Народные артисты России Илзе и Андрис Лиепа на открытии рождественской программы Зимняя сказка в Метрополе в Москве, 2013 год
Народные артисты России Илзе и Андрис Лиепа на открытии рождественской программы «Зимняя сказка в Метрополе» в Москве, 2013 год. Фото: РИА Новости / Кирилл Каллиников

Магия Нового года

— Скоро Новый год. Когда вы были маленькой, к вам домой приходил Дед Мороз?

— Для нас Новый год был удивительным праздником. Ни мама, ни отец (выдающийся танцор, хореограф, народный артист СССР Марис Лиепа. — Ред.) не жалели сил, чтобы создать для нас с братом праздник. Это были незабываемые представления. Отец брал в театре костюм Деда Мороза, делал полный грим, клеил себе нос. Он приходил и садился на лестнице. Видимо, давал маме знак, что Дед Мороз уже пришел, и дальше начинался спектакль между родителями. Мама, давясь от смеха, предлагала: «Дедушка, может, вы хоть чаю выпьете?», а он сиплым голосом отвечал: «Мне нельзя чай — я растаю. Мне шампанского». (Смеется.) Мы никогда не могли понять, что это наш папа. Он нам говорил, что уходит на правительственный концерт, а мы потом ему рассказывали, что приходил Дед Мороз.

— Сколько вам было лет, когда секрет раскрылся и вы узнали, что это все-таки ваш папа?

— Нам специально никто не раскрывал этот секрет. Просто, когда мы немного подросли, родители решили сделать паузу и одеть Дедом Морозом своего большого друга, живущего на первом этаже нашего дома, Юрия Леонидовича Леонидова, артиста МХАТа. Наш папа сказал, что в этот Новый год он остается с нами. Когда Юрий Леонидович вошел в дверь, мы сразу сказали: «Дядя Юра, у вас ус отклеился». (Смеется.)

— А ваша дочь Надюша ждет Деда Мороза в этом году?

— Я пытаюсь сместить акцент в сторону Рождества и настраиваю ее на то, что главный праздник — это именно Рождество. Но Новый год ее не минует. Цепь праздников уже началась в жизни дочки. Недавно, придя из сада, она сказала, что сегодня в саду была удивительная собака, только она была ненастоящей — она была тетей.

Илзе Лиепа с дочерью Надей на открытии своей камерной студии балета, 2011 год
Илзе Лиепа с дочерью Надей на открытии своей камерной студии балета, 2011 год. Фото: РИА Новости / Валерий Левитин

Сила веры

— Рождество действительно великий праздник. Но, к сожалению, только для верующих людей. Илзе, вы как-то сказали: «Сегодня сложно людям, у которых нет стержня, а стержнем может быть только вера». Как вы пришли к этому осознанию?

— Каждый верующий человек понимает, что вера дается как чудо. Не всегда человек, даже тот, который вырос в религиозной семье, обретает эту веру. Если семья религиозна, что прекрасно, то в сознательном возрасте ее надо еще раз подтвердить в себе, приняв свое взросление, сказав себе, что да, я хочу идти с Богом. Я верую. Это все воспринимается как абсолютное чудо и нескончаемая радость. Могу только сказать словами моей небесной заступницы — преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, что вера есть одно из самых больших подкреплений в этой жизни. Жизнь — это потери, это во многом разочарования. Я не представляю, как это можно переживать без веры. Дай бог, чтобы мы всегда держались за эту путеводную ниточку.

— А как вы боретесь с унынием?

— Однажды мой друг-священник сказал мне, что состояние уныния — это искушение, и не надо забывать, что из него можно выйти. Это была замечательная подсказка для меня. Возможно, она также кому-то поможет.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах