Фильмы о криминале, связанном с похищением произведений искусства, появляются не очень часто. Ситуация выглядит так, словно эту тему кинематографисты раскрыли давно и полностью и найти новый поворот в подобных сюжетах почти невозможно. Конечно, попытки продолжаются: например, не так давно комедия Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“» претендовала не только на главный приз Берлинского кинофестиваля (удовольствовавшись Гран-при жюри), но и на «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Сейчас на тропу войны вышел режиссер из Аргентины Гастон Дюпра, снявший «Шедевр».
Что это за фильм?
Художник Ренцо Нерви (Луис Брандони) когда-то был знаменитым, а его картины продавались за безумные деньги. Он привык жить в роскоши, но времена изменились, его полотна никому не нужны, а на содержание огромного дома и мастерской нужны деньги. Владелец галереи Артуро Сильва (Гильермо Франселья) пытается помочь старому другу, подкидывает ему коммерческие заказы и богатых клиентов, но у Нерви весьма своеобразные убеждения и предубеждения, поэтому добровольный помощник постоянно попадает в неловкие ситуации.
Однажды художника все же выселяют за неуплату. С горя он напивается, попадает под машину и получает серьезную травму. А у Сильвы появляется план, который поможет им обоим выпутаться из паутины долга. Этот план подразумевает обман поклонников творчества пожилого художника, но он срабатывает даже лучше, чем рассчитывали друзья. Правда, возмездие неизбежно, но их возраст и заслуги перед обществом позволяют надеяться на снисхождение.
Авторами фильма стали Гастон Дюпра и его постоянный партнер по кино- и телепроектам, продюсер Мариано Кона. Они начинали свою карьеру на телевидении, где разрабатывали концепции и дизайн ряда передач, запускали городской канал о культуре в Буэнос-Айресе. Их первым полнометражным фильмом был «Художник» 2008 года, завоевавший ряд призов на международных фестивалях. В 2010 фильм «Сосед» получил престижный приз «Сандэнса». Ну а «Шедевр» уже был представлен зрителям на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, пусть и во внеконкурсной программе, и в целом получил положительные отзывы критиков.
Старики-мошенники
Сюжет «Шедевра» вызывает ассоциации с советской комедией Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». У главных героев аргентинского фильма подходящий возраст и похожие проблемы: их мастерство перестали ценить, на смену приходят новые художники, которые способны по-быстрому слепить очень дорогую инсталляцию из обычных бытовых предметов, например, обуви. На фоне молодежи Ренцо Нерви, который работает в реалистическом жанре и пишет свои картины маслом на холстах, выглядит замшелым ретроградом.
У советских стариков-разбойников (следователь Мячиков в исполнении Юрия Никулина и инженер Воробьев, которого сыграл Евгений Евстигнеев) была похожая ситуация: они работают, как привыкли за много лет, у того же Мячикова скромные показатели, а его должность нужна, чтобы пристроить полезного пройдоху (блестящая роль Андрея Миронова). И похищение картины Рембрандта они затевают, чтобы доказать начальству свою полезность: мол, есть еще порох в пороховницах, рано отправлять столь ценного сотрудника на пенсию.
Разумеется, ничего у них не получается, да и было бы странно ожидать иного от советской криминальной комедии, в которой к тому же показана едва ли не пошаговая инструкция по ограблению музея. Конечно, в этом нет ничего нового: фильм 1966 года «Как украсть миллион» тоже давал пару советов начинающим расхитителям музейных сокровищ, но они были технически более сложными в исполнении. А вот рецепт из «Стариков-разбойников» был прост и доступен фактически любому, что, например, доказала кража полотна Архипа Куинджи из Третьяковской галереи в этом году. Разумеется, времена изменились, появились камеры видеонаблюдения, так что преступника быстро нашли, картину вернули: не потребовались даже рояли в кустах в виде показанных у Рязанова мучений совести злодея поневоле.
В «Шедевре» старики, разумеется, красть ничего не собираются. Они скорее не разбойники, а мошенники, причем встающие на преступный путь случайно, и виноваты лишь в том, что им понравилось быть по ту сторону закона. Но аргентинская лента отличается от фильма Рязанова еще и тем, что готового рецепта для последователей она не дает: в «Шедевре» сошлось вместе очень много обстоятельств, которые и дали героям совершить почти идеальное преступление. Ну и было бы странно, если бы в конце не выяснилось, что кое-что они не учли, а потому и оказались в суде. Суде строгом, но по-своему справедливом.