Рассказ о фильме «Пятьдесят оттенков свободы» стоит начать с того, что он снят по одноимённой книге трилогии Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого». Автор-любитель задумывала книги о скромнице и миллиардере с садомазохистскими наклонностями как серию фанфиков по мотивам востребованных среди молодёжи «Сумерек», но неожиданно даже для неё самой по популярности они превзошли оригинал. Сегодня трилогия Джеймс известна во всём мире как «порнография для домохозяек» и «самый глупый роман в истории».
Первый фильм серии под названием «Пятьдесят оттенков серого» вышел на экраны ещё в 2015 году и был удостоен сразу 5 позорных «Золотых малин» («Худший фильм», «Худшая мужская роль», «Худшая женская роль», «Худший сценарий», «Худшая экранная пара»). Но это не помешало кинематографистам продолжить снимать откровенную историю любви. При этом продюсеры проделали некоторую работу над ошибками: не слишком опытного режиссёра Сэм Тейлор-Джонсон заменили создателем большей части эпизодов первого сезона «Карточного домика» Джеймсом Фоули и попросили «недостаточно сексуального» для своего персонажа Джейми Дорнана обзавестись мужественной щетиной. Но едва ли эротическая сага стала от этого лучше.
Что бы ни говорили о примитивности сюжета и героев литературные и кинокритики, у незамысловатой истории есть своя армия поклонников. Книги серии «Пятьдесят оттенков...» распроданы рекордным тиражом 150 миллионов экземпляров, а первые два фильма собрали в прокате впечатляющие $950 млн, поэтому вряд ли премьеру «Пятидесяти оттенков свободы» ждёт провал: фанаты жаждут долгожданного хэппи-энда и будут голосовать за ленту рублём, евро, долларом, иеной.
Третий фильм эротической серии начинается через несколько месяцев после событий драмы «На пятьдесят оттенков темнее». Ради Анастейши Стил (Дакота Джонсон) красавец Кристиан Грей (Джейми Дорнан) отказался от своих БДСМ-привычек в пользу «ванильных» отношений. Они поженились и живут в своё удовольствие. Но в анонсе фильма не зря говорится: «Призраки прошлого Кристиана вновь вернулись, а тучи над супругами сгущаются всё сильнее». Так что не все два часа зрителям придётся любоваться милующимися молодожёнами и завидовать их гламурной жизни. Из-за «тёмного прошлого» миллиардера новоиспечённой миссис Грей угрожает опасность, с которой ей предстоит справиться в одиночку.
Если вы не видели первые две части киносаги, не переживайте. В фильме нет ничего, что было бы непонятно вновь прибывшему взрослому зрителю, а лицам до 18 лет «Пятьдесят оттенков свободы» и так не рекомендуется к просмотру. Тем же, кто хочет пойти на этот фильм в поисках прославленных БДСМ-сцен, в зале тоже делать нечего: наручники на экране появятся всего дважды, и во второй раз к постельной сцене они не будут иметь никакого отношения.
Зато любителям R’n’B-хитов фильм явно придётся по вкусу. Порой «Пятьдесят оттенков свободы» больше напоминает затянувшийся музыкальный клип, где под модную музыку показывают отполированные до блеска яхты, вертолёты, спорткары и пентхаусы.
Ещё один эффект, к которому вряд ли стремились кинематографисты, — это смещение жанровых границ. «Пятьдесят оттенков свободы» снимали как романтическую драму, а получилась комедия: уж очень неестественно живут, двигаются и говорят герои фильма. Конфликты влюблённой парочки под тревожную музыку вызывают не беспокойство, а смех или улыбку: то Кристиан устроит своей молодой супруге сцену ревности из-за того, что она топлес загорает на пляже, то он заявится к Анастейше на работу, чтобы выяснить, почему та в адресе электронной почты ещё не поменяла свою старую фамилию (Стил) на новую (Грей). И, чтобы окончательно убедить зрителей в абсурдности происходящего на экране, герои фильма с философским выражением лица регулярно говорят очевидные вещи: «Когда люди спят вместе, у них появляются дети», «Семейная жизнь без ошибок бывает только в сказках...»
Дальнейший анализ слабо связанных между собой эпизодов из жизни молодых супругов и их ничего не значащих монологов проводить даже неловко, впрочем, как и смотреть сам фильм. Лучше остановиться на том, что кинематографисты выжали из литературного оригинала всё возможное, чтобы снять женское кино о богатом принце, который не может оторвать влюблённых глаз от своей Золушки. И спасибо им стоит сказать хотя бы за то, что они избавили зрителей от бесчисленных монологов Анастейши с «внутренней богиней» и прочими «танцами семи покрывал», которыми изобилует проза Э. Л. Джеймс.
Вот только мужчинам, которых вторые половинки потащат в кино на примитивную мелодраму в духе «Санта-Барбары», остаётся лишь посочувствовать. А отказать в покупке билета будет сложно: неслучайно «Пятьдесят оттенков свободы», как и предыдущие ленты саги, выпускают в канун Дня всех влюблённых.