Примерное время чтения: 4 минуты
14301

Андрей Кончаловский: немцы вряд ли воспримут картину «Рай» адекватно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. СССР - Россия 11/01/2017
Режиссер фильма «Рай» Андрей Кончаловский с супругой, актрисой Юлией Высоцкой.
Режиссер фильма «Рай» Андрей Кончаловский с супругой, актрисой Юлией Высоцкой. / Владимир Трефилов / РИА Новости

Картина Кончаловского, сплетённая вокруг трёх персонажей времён Второй мировой войны: русской аристократки-эмигрантки и участницы французского Сопротивления Ольги (Юлия Высоцкая), француза-коллаборациониста и высокопоставленного офицера СС, уже получила «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале в номинации «Лучшая режиссёрская работа» и вошла в десятку номинантов на премию «Оскар» как «Лучший иностранный фильм».

Рецензировать или делиться впечатлениями о фильме Кончаловского — занятие сложное. Уж больно специфична картина. С этим согласен и сам режиссёр.

Без иллюзий...

— Я не могу объяснять посыл, содержание своих картин. Когда мне кто-то говорит: «Я вот думаю, ваш фильм про это...» — отвечаю: «Вы правы!», — рассказывает Андрей Кончаловский. — И эта, и предыдущая моя картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» сделаны в абсолютно новом для меня измерении.

Вообще всё, что я делаю последние годы в кино, — чистый эксперимент, причём довольно рискованный. Я больше не думаю о том, что получится в итоге. Мне важнее, найдёт ли это реальный отклик хотя бы у небольшого круга зрителей.

Я мог бы понимающе кивать на все соображения критиков, но предпочитаю больше слушать. Я не питаю иллюзий, что фильм, каким бы талантливым он ни был, может что-то глобально изменить в мире. Если бы это было возможно, то мы бы уже давно в раю жили! Но нет...

Проблема заключается ещё и в том, что зрители делятся на две категории: те, кто ест попкорн в кинотеатре, и те, кто не ест. Я постараюсь сделать всё, чтобы во время проката моего фильма попкорн в кинотеатрах не продавался.

Вы задумывались когда-нибудь, зачем вообще люди приходят в кино? В идеале они хотят вернуться в детство. Я имею в виду, что они хотят абсолютно верить происходящему на экране. Когда зритель действительно верит — он искренне плачет, смеётся, сочувствует. Он переживает происходящее на экране как ребёнок.

При чём тут внуки?

Поскольку действие фильма разворачивается во время Второй мировой войны и напрямую касается Германии, меня не раз спрашивали: «А как немцы воспримут ваш фильм?» Я задумался и пришёл к выводу, что немецкая нация сегодня находится в катастрофическом состоянии и адекватно картину воспринять не может. Дело не в иммиграционных процессах и даже не в том, что со времён Второй мировой на территории Германии базируется порядка 80 тыс. американских солдат.

Катастрофа немецкой нации заключается в том, что ей вбили в голову чувство вины. Одно дело, когда подобное чувство вины возникает у поколения, которое ответственно за все ужасы данного исторического периода. Но отвратительно и страшно то, что чувство вины и неполноценности вбили в головы новому поколению. Это их дедушки и прадедушки попали в мутную, страшную реку нацизма. Но при чём тут дети, внуки, правнуки?! Они же пугаются собственной тени! Боятся хоть на секунду показаться неполиткорректными. Кошмар!

Думаю, немцы будут смотреть нашу картину с некоторым ужасом, при этом боясь, что они на самом деле думают по поводу данного фильма. Я не голословен в своих размышлениях... Я говорил с разными поколениями немцев о событиях Второй мировой. Не поверите: они опускают глаза и краснеют. Я очень надеюсь, что великий германский дух возродится. Но это не значит, что этот дух должен привести к нацизму, к чудовищным ошибкам, трагедиям, катастрофам прошлого.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах