Казимир Малевич, один из самых знаменитых художников-авангардистов своего времени, известен, прежде всего, неоднозначной работой «Черный квадрат». Художник, ставший основоположником супрематизма, творил картины в бурную революционную эпоху, переживая ее и осмысливая в своем творчестве. В честь дня рождения живописца АиФ.ru собрал галерею о жизни художника в его картинах.
Казимир Малевич родился 23 февраля 1879 года в семье управляющего сахароваренного завода. Родители мальчика по происхождению были поляками, и дома все говорили по-польски. В 16 лет Малевич стал посещать Киевскую рисовальную школу Н.И.Мурашко.
После переезда семьи в Курск в 1896 году Малевич стал работать чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги. В 1899 году он женится на польке Казимире Зглейц. Но жажда творчества не оставляет его: дважды Малевич пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и дважды получал отказ.
С 1906 года, когда его семья перебралась в Москву, он стал посещать занятия Федора Рерберга. В это время жена уходит от художника: она переехала с детьми в село Мещерское, откуда вскоре сбежала с местным врачом, оставив детей заведующему хозяйством Михаилу Рафаловичу. Его дочь впоследствии станет возлюбленной Малевича. Картины «Свадьба», «Отдых. Общество в цилиндрах», «Древо жизни», «Эротический мотив» относятся к этому периоду творчества художника.
©
Public Domain / Казимир Малевич «Отдых. Общество в цилиндрах» (1908)
В 1910 году Малевич выставляет свои работы на знаменитейшей и революционнейшей тогда выставке «Бубновый валет». Уже через два года его картины едут в Мюнхен, а 20 из своих неопримитивистских работ он демонстрирует в Москве на выставке с провокационным названием «Ослиный хвост».
В 1911 году художник становится членом «Союза молодежи». Появляются работы «Человек в острой шапке», «Натюрморт», «Женский портрет». Испытывая влияние фовизма, художник отходит от импрессионизма.
В 1913 году художник оформлял футуристическую выставку «Победа над Солнцем». Именно тогда у него возникла идея «Черного квадрата»: задник декорации представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.
©
Public Domain / Эскизы Казимира Малевича к костюмам для персонажей оперы «Победа над Солнцем»: «Неприятель», «Актер будущего».
Картины «Англичанин в Москве», «Дама в трамвае», «Авиатор», «Дама у афишного столба» художник представил на выставке «Трамвай В» - первой выставке футуристов. Свой манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» художник пишет в 1915 году, в то же время, когда работает над своими первыми супрематическими полотнами.
39 картин под общим названием «Супрематизм живописи» он выставляет на «Последней футуристической выставке картин „0,10“». Среди них – самое знаменитое произведение художника – картина «Черный квадрат» (1915), явившаяся живописным манифестом супрематизма. По замыслу художника «Черный квадрат» был частью триптиха, куда входили также «Черный круг» и «Черный крест».
В 1918 году художник работает над костюмами для театральной постановки Мейерхольда по пьесе Маяковского «Мистерия-Буфф». В 1919 году начался Витебский период художника. Здесь он руководит мастерской в Народном художественном училище, которую возглавил Марк Шагал. Художник пишет много теоретических работ, которые в итоге объединяет в курс лекций «О новом искусстве», самую главную теоретико-философскую работу «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и брошюру «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
Группа художников, образовавшая вокруг Малевича, стали называть себя творческим объединением «УНОВИС» (Утвердители Нового Искусства). Уной - в честь УНОВИСа -художник позже назовет свою дочь, родившуюся в 1920 году. Персональные выставки в Варшаве и Берлине ждали художника в 1927 году: все демонстрировавшиеся картины художник оставил за границей.
В 1930 году Малевич был признан немецким шпионом и несколько месяцев провел в тюрьме. В это время художник, поняв, что супрематизм исчерпал себя, изобретает новое направление, которое должно объединить абстрактное и изобразительное начало в живописи – супернатурализм. Малевич пишет картины «В поле», «Девушки в поле».
После заключения художника в тоталитарном обществе принимали трудно. Его работы были под запретом. С 1933 года у Малевича обнаружили рак. Художник умер 15 мая 1935 года в Ленинграде.
Казимир Малевич родился 23 февраля 1879 года в семье управляющего сахароваренного завода. Родители мальчика по происхождению были поляками, и дома все говорили по-польски. В 16 лет Малевич стал посещать Киевскую рисовальную школу Н.И.Мурашко.
После переезда семьи в Курск в 1896 году Малевич стал работать чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги. В 1899 году он женится на польке Казимире Зглейц. Но жажда творчества не оставляет его: дважды Малевич пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и дважды получал отказ.
С 1906 года, когда его семья перебралась в Москву, он стал посещать занятия Федора Рерберга. В это время жена уходит от художника: она переехала с детьми в село Мещерское, откуда вскоре сбежала с местным врачом, оставив детей заведующему хозяйством Михаилу Рафаловичу. Его дочь впоследствии станет возлюбленной Малевича. Картины «Свадьба», «Отдых. Общество в цилиндрах», «Древо жизни», «Эротический мотив» относятся к этому периоду творчества художника.
©
Public Domain / Казимир Малевич «Отдых. Общество в цилиндрах» (1908)
В 1910 году Малевич выставляет свои работы на знаменитейшей и революционнейшей тогда выставке «Бубновый валет». Уже через два года его картины едут в Мюнхен, а 20 из своих неопримитивистских работ он демонстрирует в Москве на выставке с провокационным названием «Ослиный хвост».
В 1911 году художник становится членом «Союза молодежи». Появляются работы «Человек в острой шапке», «Натюрморт», «Женский портрет». Испытывая влияние фовизма, художник отходит от импрессионизма.
В 1913 году художник оформлял футуристическую выставку «Победа над Солнцем». Именно тогда у него возникла идея «Черного квадрата»: задник декорации представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.
©
Public Domain / Эскизы Казимира Малевича к костюмам для персонажей оперы «Победа над Солнцем»: «Неприятель», «Актер будущего».
Картины «Англичанин в Москве», «Дама в трамвае», «Авиатор», «Дама у афишного столба» художник представил на выставке «Трамвай В» - первой выставке футуристов. Свой манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» художник пишет в 1915 году, в то же время, когда работает над своими первыми супрематическими полотнами.
39 картин под общим названием «Супрематизм живописи» он выставляет на «Последней футуристической выставке картин „0,10“». Среди них – самое знаменитое произведение художника – картина «Черный квадрат» (1915), явившаяся живописным манифестом супрематизма. По замыслу художника «Черный квадрат» был частью триптиха, куда входили также «Черный круг» и «Черный крест».
В 1918 году художник работает над костюмами для театральной постановки Мейерхольда по пьесе Маяковского «Мистерия-Буфф». В 1919 году начался Витебский период художника. Здесь он руководит мастерской в Народном художественном училище, которую возглавил Марк Шагал. Художник пишет много теоретических работ, которые в итоге объединяет в курс лекций «О новом искусстве», самую главную теоретико-философскую работу «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и брошюру «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
Группа художников, образовавшая вокруг Малевича, стали называть себя творческим объединением «УНОВИС» (Утвердители Нового Искусства). Уной - в честь УНОВИСа -художник позже назовет свою дочь, родившуюся в 1920 году. Персональные выставки в Варшаве и Берлине ждали художника в 1927 году: все демонстрировавшиеся картины художник оставил за границей.
В 1930 году Малевич был признан немецким шпионом и несколько месяцев провел в тюрьме. В это время художник, поняв, что супрематизм исчерпал себя, изобретает новое направление, которое должно объединить абстрактное и изобразительное начало в живописи – супернатурализм. Малевич пишет картины «В поле», «Девушки в поле».
После заключения художника в тоталитарном обществе принимали трудно. Его работы были под запретом. С 1933 года у Малевича обнаружили рак. Художник умер 15 мая 1935 года в Ленинграде.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|