Единственный в России Музей мировой погребальной культуры, который иначе как музеем смерти не называют, занял место приказавшей долго жить военной базы в пригороде Новосибирска. Один зал - в бывшей котельной, другой - в ангаре. А между ними - «холл» надгробий и обелисков под открытым небом...
![Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера. (фрагмент)](https://aif-s3.aif.ru/images/011/928/50960589af34d3a4d3292d9213849f52.jpg)
Мёртвые стоят, и тишина
Законодательницей погребальной моды считается английская королева Виктория. В 1861-м к похоронам мужа, принца Альберта, она соорудила замок скорби (обитый чёрным бархатом навес). Потолок расписали ангелами. Виктория лично составила протокол: как следует прощаться, как чтить память.
Музей в Новосибирске, конечно, тоже весь в чёрном. Погружаешься - и то и дело вздрагиваешь. Гробы, мемориалы. Подставка под авторучку - в виде трупной мухи. Первый в мире аквариум-гроб. Траурные украшения - и вдовьи (из агата или чёрного янтаря), и на память - из волос покойников. Такой постижёрной коллекции (изделий из накладных волос) в России больше нет.
В IV-XIX вв. были очень популярны мемориальные #украшения из волос усопших.
— Музей Смерти (@Funeral_Museum) 24 октября 2016 г.
Подробнее: https://t.co/wt5UxHcZaA#Музейсмерти pic.twitter.com/d501P4IBRs
От восковых фигур отскакиваешь как ошпаренный. Не хуже, чем у мадам Тюссо, - сидящие, стоящие, лежащие во гробе. Тут и младенцы. Их хоронили в крестильной сорочке. На надгробие ставили ангелочка, а дома берегли волосики, зубки. Траур по ребёнку носили белый - от 3 до 6 месяцев. По мужу или жене он длился два года, по родителям - год. Считалось, незамужнюю девушку или неженатого парня Бог не возьмёт к себе, поэтому в России и в Германии, бывало, совмещали обряды венчания и похорон.
- Наша экспозиция заставляет людей размышлять, здесь оздоравливается психика, - уверен создатель музея Сергей Якушин.
Судьба у Сергея Борисовича интересная. Гид-переводчик в системе «Интурист», собкор Агентства печати «Новости», работник идеологического отдела обкома КПСС, подполковник ГРУ, президент «Сибирской ярмарки» - третьей по масштабу в СССР… Но среди самых значительных в своей биографии он называет 1993 год, когда в Ленинграде умер папа.
- Он принимал участие в семипалатинских взрывах - поднимал солдат навстречу ядерной бомбе. Оттуда привёз плащ-палатки, мы с ребятами играли в них дома, после чего нас всех с жёлтой кожей увезли в больницу и месяц отпаивали глюкозой. Мы выжили. А у папы развился рак лёгких.
Тело решили кремировать. В похоронной конторе подошёл актёр во фраке и бабочке, стал расспрашивать. Объяснили: отец - участник войны, мама три раза получала похоронки и каждый раз рвала их - верила, что вернётся. Потом началось прощание, и этот актёр вышел в качестве ведущего.
- Все рыдали. Церемония была организована восхитительно - как торжество. Ведь по церковным канонам последний день жизни человека на земле - это праздник: рождаемся, чтобы умереть, а умираем ради вечной жизни. У меня случился культурный прорыв - и я придумал похоронную выставку.
В тренде гроб с музыкой
О музее мыслей тогда не было. Но однажды, будучи в Лондоне, он увидел на рынке пять антикварных гравюр с изображением конного лафета. «А оформлю-ка я ими комнату жюри на выставке».
Потом были ручки от гроба XIX века, траурные платья, камеи, катафалки. Постепенно собралась уникальная коллекция на тему memento mori («помни о смерти» - лат.). 10 тысяч гравюр, 12 тысяч открыток, больше 1000 картин, несколько сотен скульптур, 40 траурных платьев. Плюс артефакты, огромный фонд - похоронки, соболезнования. «Сколько всего предметов?» Якушин задумывается: «Никогда не считал». - «А самый дорогой?» - «Может, скульптура женщины из камня? Она в вуали, но лицо хорошо видно. Антикварная лавочка в Ватикане. 20 тысяч евро. Я, как увидел, понял, что без неё не смогу».
![Музей смерти](https://static1-repo.aif.ru/1/b2/1151254/f3afb8305bf119404e2c5a7b67f2d8ad.jpg)
Музей уже приносит прибыль. Главное, уверяют сотрудники, никому не становится плохо, не плачут ни дети, ни взрослые. Один молодой человек даже сделал здесь предложение девушке - и она поспешила ответить «да»… Может, со страху?
Я вот экспонаты с пометкой 18+ смотреть не решилась. Этот раздел музея посвящён современному бальзамированию. Что-то рассказывает, на экране демонстрировался фильм, как подготовить тело и сделать его похожим на живое. Говорят, очень востребованная нынче профессия.
Как ни странно, сам Сергей Борисович всю жизнь боялся смерти. «В детстве заикой был, надо мной 10 лет в школе смеялись. А мама меня на все похороны таскала. Услышу духовой оркестр - бегом домой, под кровать. Подушками обложусь, только бы не слышать «Похоронный марш» Шопена».
Однажды Якушину, как обухом по голове, поставили диагноз: рак, осталось три месяца…
- От «химии» я отказался. Плакал в подушку, никому ни слова. Но прошёл год, два, три - а я всё жил. Врачи развели руками - чудеса. Сказал старшему сыну, узнала мама. Набросились: всё эти похоронные дела - накликал на себя…
Четыре года Якушин ждал смерти. Наконец поехал со своей онкологией в Германию. Обследование заняло неделю, стоило 275 евро. Узнав, что рака нет и не было, Сергей Борисович заплакал. «С тех пор умираю только от диабета».
Отношение Якушина к жизни и смерти - уже больше чем философия. Слишком много он об этом знает. От индусов и китайцев до мексиканцев с карнавалом «Санта Муэрте». Рассказывает, что сегодня в тренде, например, гроб с музыкой: родственники сами выбирают композицию для прощания, нажимая кнопку на гробе. Или мультимедиагроб - с фильмом об усопшем.
Любители пощекотать себе нервы направляются в фотогроб. Хотя в музее, кажется, и без него не скучно. Тем более что рядом - настоящий крематорий.
Кстати, по статистике, 25% людей боятся «старухи с косой». При этом - кто-то подсчитал - только на российских телеканалах за сутки человек может увидеть 470 разных смертей.