Наш диалог с Владимиром Ростиславовичем начался с простого вопроса – что такое культура? «Культура – искусство возделывать, – ответил он. – В самом широком смысле — это способ жить, возделывая себя и окружающий мир». О том, как Минкульт пытается «возделывать» этот мир, мы и поговорили с главой министерства.
Год культуры
АиФ.ru, Наталья Кожина: Владимир Ростиславович, 2014 год объявлен годом культуры, какие мероприятия вы планируете провести для того, чтобы это название оправдало себя?
Владимир Мединский: Год культуры – это, прежде всего, внушительный список культурных проектов, которые будут профинансированы. Но вы правы, что смысл его проведения не в том, чтобы просто определить период более щедрого финансирования. Это шанс внедрить новый принцип госполитики в сфере культуры. А именно – перейти от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах.
Читайте также | |
---|---|
Россия и Великобритания проведут перекрестный год культуры | |
Председателем оргкомитета российского Года культуры назначена Матвиенко |
Нужно, чтобы к творческим проектам Года культуры подключались не столько профессионалы искусства, сколько простые люди в малых городах и на селе, дети и пенсионеры, люди с ограниченными возможностями.
Иначе народ наших усилий не заметит: ну, пополнятся музейные фонды, отметим юбилеи Эрмитажа и БДТ, будут запущены модные театральные проекты. Кто-то еще получит гранты и премии, будет отреставрировано больше памятников. Это, конечно, важная работа – но это мы будем делать каждый год.
А для нас важно, что Год культуры дает шанс провести, например, реанимацию домов культуры в малых городах и на селе. И даже увеличить их число, поднять клубно-досуговую работу и традиционное народное творчество.
АиФ.ru, Н.К.: Включение людей в творческие проекты Года культуры – идея прекрасная. Но если мы сегодня посмотрим, сколько стоят билеты на значимые культурные события (оперу, балет, симфонические концерты мастеров), то увидим, что для многих они недоступны из-за дороговизны билетов. Вы планируете решать этот вопрос?
В.М.: По закону, мы не можем вмешиваться в финансовую и хозяйственную деятельность театров. Это очень строго. Мы не вправе диктовать директору цены на билеты и приказывать, кому их продавать. Только директор вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан.
При этом нужно не забывать, что цена билета назначается не произвольно. Она складывается из многих факторов. И если льготник хочет заплатить меньше, то разницу между настоящей и льготной ценой всё равно кому-то приходится компенсировать. Государству приходится учитывать это при расчетах финансирования театров и концертных залов.
Понимаю, что ваш вопрос наболевший. Семье со средним достатком в Большой театр попасть, мягко говоря, нелегко. Но даже в Большом скоро запустят новые схемы распространения определенной части билетов, например, будут специальные дни в календаре театра, когда билеты на спектакли продаются не в розницу, а будут распределяться через социальные организации по сильно сниженным ценам.
Кроме того, насколько я знаю, новый директор Большого Владимир Урин планирует продавать часть билетов на верхние ярусы по социальным расценкам.
АиФ.ru, Н.К.: Вы не вправе диктовать цены на билеты, но кому, как не министру культуры, бороться с падением уровня культуры поведения. Может быть, имеет смысл показывать по телевидению какие-то социальные ролики, демонстрирующие, как нужно относиться к людям, проводить в школах профилактические беседы? Или у вас есть свои методы борьбы с сложившейся ситуацией?
В.М.: Я убежден, что роман Достоевского или мудрая народная сказка гораздо эффективнее профилактической беседы. Наверное, беседы в школах тоже надо проводить. Но в первую очередь лучше снять хорошие фильмы по русской классике, фильмы про героев нашей истории, мультфильмы по русским былинам и сказкам народов России. Выложить в бесплатный доступ замечательные советские кинофильмы – это, кстати, уже сделано – зайдите на портал «Культура.РФ», где кроме фильмов есть сотня спектаклей, лекции и другие вещи. Можем там же и несколько профилактических бесед разместить.
Важнейшее из искусств
АиФ.ru, Н.К.: Что касается кинематографа, государство выделяет огромные деньги на его поддержку, при этом единственным действительно серьезным успехом за последние годы можно считать «Легенду номер 17». Не пора ли с тех, кто растрачивает казенные деньги, спрашивать по полной?
В.М.: Вы правы, что еще недавно средства выделялись без разбора, через Фонд кино. А теперь и Михалков, и Шахназаров, и Бондарчук, и Лунгин – все проходят через публичную защиту своих проектов. Потому что государству не может быть все равно, что снимают на государственные деньги. В наше время государство – это инвестор, который вкладывается в прирост культурного капитала общества. И, как любой инвестор, мы должны заранее знать, что получим в результате.
Мы убеждены, что государство должно поддерживать только те проекты, которые работают на ценности нашей культуры, на укрепление духовного здоровья общества.
АиФ.ru, Н.К.: В нашей стране, как ни в одной другой, очень остро стоит вопрос по авторским правам и отчислениям. Что должно произойти, от кого должна пойти инициатива, чтобы в российском кино, как и за рубежом, сценаристы получали отчисления за повторные показы своих работ?
В.М.: Аудиовизуальное произведение состоит из результатов интеллектуальной деятельности, у которых имеются свои авторы. Но при этом лицо, которое организовало создание этого произведения – а именно продюсер – приобретает весь объем прав на это произведение. А значит, может распоряжаться им любым законным образом. Конечно, для этого продюсер заключает договоры с каждым автором, в том числе со сценаристом.
И по Гражданскому кодексу только композитор сохраняет право на получение вознаграждения за публичный показ в кинотеатре или на телевидении. Это общемировая практика.
Чтобы сценаристы тоже получили право на вознаграждение за публичный показ фильма, нужно запустить комплексную процедуру общественного обсуждения, экспертной оценки. Ведь это может привести к увеличению цены билета в кинотеатр. А если из-за этого люди станут реже покупать билеты, теоретически, не исключено, что правообладатели вообще не смогут ничего заработать.
В отношении прав композиторов сейчас наблюдается обратная тенденция: ставки для выплаты вознаграждений композитору, чья музыка использована в фильме, будет снижена ровно в 3 раза и составит 1 процент с кассового сбора кинотеатра.
Читайте также: Что такое суд по интеллектуальным правам и как туда обратиться >>
АиФ.ru, Н.К.: Владимир Ростиславович, хотелось бы узнать, как продвигается внедрение электронных билетов в кинотеатры, не поднимут ли на них после этого цены?
В.М.: Надо сказать, что мы очень активно взялись за повсеместное внедрение Единой автоматизированной информационной системы. На сегодняшний день составлена максимально полная база всех российских показчиков. С помощью этой базы теперь мы легко сможем видеть те кинотеатры, которые не подключились к системе или не передают корректные достоверные данные. И штрафовать нарушителей.
Эта работа уже идет. С первыми нарушителями – их почти 160 – разбираются. Кому-то уже выписаны штрафы. Работа продолжается.
Ценообразование же на кинобилеты – это сфера ответственности самих кинотеатров. В ведении Министерства культуры Российской Федерации нет ни одного кинотеатра. Кинотеатры – это бизнес частный. Или зона ответственности региональных властей, в подчинении которых остались те или иные залы.
Но не надо путать сам билет (бланк), который вы получаете в кассе кинотеатра, и ЕАИС. ЕАИС – это специально созданная система для подсчета проданных билетов, количества зрителей, посмотревших тот или иной фильм, подсчета выручки, полученной кинотеатром от проката каждого фильма. Поэтому подключение каждого российского кинотеатра к системе никак не влияет на стоимость билета. Тем более, что установка специального оборудования для передачи отчетов составляет относительно немного: 100-150 тысяч рублей.
АиФ.ru, Н.К.: Владимир Ростиславович, не могу не спросить про программу «Дом-2», которая на укрепление духовного здоровья общества вряд ли оказывает влияние. Может, пора принять меры?
В.М.: Вы не поверите, как часто задают этот вопрос, именно про эту программу. Очень многие возмущены, полагают, что она разлагает молодежь. Я эту программу никогда не смотрел, и никому этого не посоветую, но и «закрыть» ее не могу, потому что у нас демократическая страна. Государство не может ничего закрывать, если нет прямого нарушения законодательства. Если хотите чего-то добиться, надо использовать демократические механизмы – петиции, сбор подписей, письма президенту или в Роспечать, которая у нас официально поддерживает проекты средств массовой информации. Могу обещать, что как частное лицо я подпишу вашу петицию.