Примерное время чтения: 10 минут
2334

Шедевры из регионов: проект Третьяковской галереи «Золотая карта России»

Региональные музеи у многих ассоциируются со скукой: иной раз местные жители не заглядывают туда по доброй воле за всю жизнь. Зато когда гости из регионов приезжают в столицу, то готовы отстоять километровые очереди в залы Третьяковской галереи на масштабную выставку известного художника. А ведь картины на такие выставки как раз и привозят из различных региональных художественных музеев, в каждом из которых есть собственная коллекция шедевров.

В Третьяковку со своими картинами

Проект «Золотая карта России» был задуман в конце девяностых годов — когда в силу изменившейся политической и экономической ситуации путешествовать по России перестало быть дешевым и доступным каждому гражданину удовольствием.

Тогда у создателей программы возникла идея привозить картины и другие экспонаты из региональных музеев в залы Третьяковской галереи, чтобы знакомить с ними с москвичей и гостей столицы.

Собственно, почти каждому региональному художественному музею есть что показать: формировались основные музейные коллекции с 20-х годов XX века, когда реквизированные у «буржуев» предметы роскоши передавались в создающиеся музеи (которые часто и размещались в бывших дворцах и усадьбах именитых горожан).

 

Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского. Источник museum.ru

 

Например, Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского, расположен в бывшем доме губернатора, а Музей изобразительных искусств Республики Карелия — в здании бывшей Олонецкой губернской мужской гимназии постройки 1790 года.

«В нашей программе участвуют только художественные музеи, краеведческие мы не включаем, — рассказывает заведующая отделом выставок Государственной Третьяковской галереи Нина Глебовна Дивова. — Сейчас у нас проходит уже 38-я выставка, „Православные древности Серпуховского края из собрания Серпуховского историко-художественного музея“».

Самим посмотреть, и другим показать

Картина Иллариона Прянишникова «В ожидании шафера» из собрания Серпуховского историко-художественного музея

 

Каждый художественный музей формирует в своих стенах коллекцию, освещающую всю историю искусства — как своего края, так и России в целом. Конечно, экспозиции везде разные — где-то более полно представлено современное искусство, где-то иконопись или живопись XIX века.

Например, в основу Серпуховского историко-художественного музея легли иконы и картины из частного собрания купчихи Анны Васильевны Мараевой, которая в свое время приобрела обширную коллекцию картин западного и русского искусства, а, кроме того, собирала иконы (в основном — старообрядческие), рукописные и печатные книги.

Икона Троица Ветхозаветная. II пол. XVI в. из собрания Серпуховского историко-художественного музея

«В Третьяковской галерее коллекции региональных музеев предстают в новом виде. Это связано с нашими выставочными возможностями — площадями, которые позволяют достойно разместить экспозицию, цветом стен, который у нас меняется специально под каждую выставку, индивидуальное, локальное освещение на каждую картину», — рассказывает Дивова.

По словам эксперта, главная сложность заключается в том, чтобы коллекция каждого музея соответствовала общему уровню галереи — ведь буквально через стенку висят знаменитые шедевры, составляющие основную экспозицию Третьяковки.

«Приходится выискивать в каждом региональном музее что-то оригинальное, изюминку, — говорит Дивова. — Например, когда мы показывали коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия, то обыграли эпос Калевалы: выставка называлась .„Художественное наследие Карелии. Иконопись. Народное искусство. Эпос“. Среди экспонатов были и предметы декоративно-прикладного искусства Заонежья и Русского Севера — прялки, народная вышивка и многое другое».

С миру по нитке

 

Омский художественный музей им. Врубеля — в Третьяковке был представлен коллекцией произведений художников из объединения «Бубновый валет» — Машкова, Кончаловского и других, а также сокровищами, найденными во время раскопок местных курганов.

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник дважды попадал в «Золотую карту России» — один раз с древнерусским искусством, второй — с живописью IXX-XX века.

Дважды принимала участие в проекте и Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, где кроме работ самого художника собрана прекрасная коллекция живописи XVIII-XX века.

Степан Эрьзя рядом со своей скульптурой «Моисей», 1935 год

«Наш проект дает научным работникам региональных музеев связь со столицей, — рассказывает куратор проекта. — Кроме того, он позволяет проводить реставрационные работы картин и предметов из привозных экспозиций в наших центральных мастерских». Участвовали в проекте и Государственный художественный музей Алтайского края с выставкой «Из художественного наследия Алтайского края. Иконопись. Живопись. Графика», Якутский национальный художественный музей, где собраны работы из частной коллекции середины XX столетия, Саранск — родина знаменитого скульптора Степана Эрьзи, и даже Грозненский художественный музей, а также многие другие.

«Мне хочется, чтобы всего в проекте было представлено 50 городов, — смеется Нина Глебовна. — Тогда можно будет сделать и завершающий общий проект. Как было, когда Третьяковская галерея праздновала 150-летие выставкой-подношением „Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею“. Тогда на ней были представлены экспонаты из 25 региональных музеев».

Музеи и губернаторы

Региональные музеи участвуют не только в проекте «Золотая карта России», но и в больших монографических выставках. Так, на проходящей сегодня на выставке «Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения» представлены картины более чем из 20 региональных музеев.

 

Выставка «Михаил Нестеров. В поисках своей России» в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве. РИА Новости

Однако, не все музеи могут принимать участие в проекте. Ведь Третьяковская галерея оплачивает только саму выставку, а сопутствующие расходы регионам приходиться оплачивать самим. И не всем под силу такие расходы: только транспортировка экспозиции обойдется минимум в 700 тысяч рублей.

«Конечно, многое зависит от главы региона. От его личной культуры и понимания значимости музея для города. Ведь музей — это лицо города, именно туда идут все приезжие в первую очередь, — говорит Дивова. — Некоторые губернаторы поддерживают свои музеи, а есть регионы, где денег на искусство нет. Например, мне очень бы хотелось сделать выставку Вологодского государственного историко-культурного и художественного музея-заповедника, но у них даже сайта своего нет — где уж им оплатить расходы по выставке. Или Смоленск, где тоже очень интересный музей, которому есть что показать — но нет возможности и денег на участие в проекте».

По словам куратора, не участвовали пока еще в «Золотой карте России» Йошкар-Ола, Астрахань, Владивосток, Красноярск.

Особый мир истории

Вкладная книга РОждественского монастыря г. Владимира. XVII-XVIII вв. из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Фото с сайта wikipedia.org

«Я работаю в Третьяковской галерее 53 года, и из них 26 лет занимаюсь выставками, — рассказывает Дивова. — И только в регионах понимаю, что Россия жива. Там люди очень преданы своим музеям, хотя зарплата у них — слезы. Я испытываю искренне уважение к своим региональным коллегам, восхищение перед их трудом. Безумно приятно видеть людей, которые, сидя на грошовых зарплатах, вкладывают в музеи свои силы и душу, относятся к ним просто любовно».

Сегодня музеи вынуждены выживать в трудных экономических условиях, и зарабатывать деньги на свои хозяйственные нужды. И стараются привлекать посетителей различными способами — участвуют в культурных проектах, проводят литературные и музыкальные вечера, ждут привозных выставок из Москвы и Санкт-Петербурга.

«Можно сказать, что сегодня музеи работают вопреки всему, — говорит Нина Глебовна. — Музей — это особый мир, где даже уборщица имеет важное значение, не говоря уже о реставраторах, хранителях, дизайнерах. Каждая выставка сама по себе — большая радость для нас, но все, что связано с документацией, бюрократией и прочим — это страдания. Иной раз бывает так, что все формальности улаживаются едва ли не впритык к открытию выставки. Потому и важно, чтобы все понимали, что каждый, даже самый маленький, музей — это хранилище истории города, края, губернии, которая должна жить в веках и быть сохраненной для новых поколений».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах