Номер с хищниками, львами и тиграми считается в цирке самым опасным. Во время представления может случиться все, что угодно, поэтому животных выводят в самом последнем номере. 14 хищников беспрекословно выполняют команды известного мэтра дрессуры, народного артиста России Николая Павленко. Но риск, что огромные кошки могут напасть на зрителя или на своего хозяина всегда есть.
Собака хитрее тигра
В клетку к хищным питомцам никто, кроме дрессировщика Николая Павленко, никто не заходит. Даже жена Светлана, которая везде гастролирует с мужем и знает всех тигров практически с момента их рождения.
«Вот они мои красавицы, — подходит утром к клетке Николай Карпович. — Как дела, выспались? Никто не хулиганил?»
Всех полосатых питомцев помощник дрессировщика кормит свежим мясом, яйцами и молоком. В это время животных лучше не отвлекать, иначе они будут агрессивно вести себя на манеже.
Пока тигры подкрепляются, мы идем на манеж, куда выбегают японские шпицы. Это еще одни питомцы дрессировщика, с которыми он выступает в цирке.
15 маленьких белых пушистых собачек похожи друг на друга как близнецы. Увидев хозяина, они начинают ходить на задних лапках и звонко лаять.
«В дрессуре эти милые на вид малыши сложнее, чем хищники, — говорит Николай Карпович. — Тигра можно предугадать, а собаки хитрые, изворотливые, только и думают, как тебя обмануть, что-то не сделать или притвориться, что выполняют команду, пока я отвернусь».
Собак приходится воспитывать каждый день, чтобы не «халтурили» на манеже. А с тиграми достаточно раз в неделю поработать, и за номер можно не переживать.
Ручной тигр
После репетиции с собаками Николай Павленко возвращается к клетке с тиграми. 14 довольных полосатых кошек смотрят сытыми глазами. Неожиданно одна из тигриц спрыгивает с деревянной лавочки и направляется к дрессировщику. Высовывает из решетки любопытную мордочку и осматривает гостей. Хочется ее погладить, но дрессировщик — сразу останавливает. По его словам, все тигры дикие, и никто не даст себя гладить: а откусит руку.
«Здравствуй, Рада, — обращается к тигрице хозяин. — Все задираешь своих сестер и подруг? Иди на место и отдохни перед работой». Николай объясняет, что у всех тигров свой характер. Именно под него дрессировщик подбирает определенный трюк.
«Были случаи, когда я заставлял животных делать то, что они не могут, — говорит дрессировщик. — И однажды на репетиции один тигр, который отказывался прыгать во время трюка, упал неудачно, получил серьезную травму. После этого, я стал подбирать хищникам трюки, которые они могут выполнить».
Всех тигрят Николай кормит сам из бутылочки и воспитывает с самого рождения, но никогда их не гладит. Они не становятся ручными животными, остаются агрессивными и дикими в любой период своей жизни. Задача дрессировщика — найти к ним подход.
«Я не понимаю ручных хищников, — говорит Николай. — Что это за трюк с тиграми, когда он ведет себя, как кошка и не проявляет никакой агрессии? У меня был ручной тигр, но он не выступал. Его не любили другие его собратья, и был риск, что с ним расквитаются хищники за мягкий характер и не умение постоять за себя. Пришлось его отдельно поселить. Мы его держали из жалости, как домашнюю кошку. Он умер, когда ему исполнился 21 год. Признаюсь, что так долго ни один тигр у меня не жил. Просто его все холили и лелеяли, а не заставляли работать. Но для выступлений он был не пригоден».
На арену
Вскоре помощница дрессировщика Светлана приглашает всех на репетицию. В огромную клетку, которую установили на арене, заходит только Николай Карпович и дает команду заводить тигров.
14 полосатых артистов выбегают на арену. Ждут команду своего «вожака» и разбегаются каждый на свое место.
«Бравушки, мои хорошие! — встречает их дрессировщик. — Индрочка, давай-ка на место, моя куколка! Рада, иди-ка сюда, давай повторим прыжки! Какая-то ты сегодня беспокойная».
Рада начинает метаться по манежу. Николай еще раз повторяет команду и указывает железной палкой место.
«Главное, сейчас не злить тигрицу, ведь последствия могут быть необратимы, — поясняет жена дрессировщика Светлана. — Когда дрессировщик на сцене, он не видит никого за пределами клетки, кроме своих питомцев. Он должен заранее предугадать, как поведет себя тигр. Тем более есть трюк, когда полосатые кошки агрессивно рычат и на задних лапах идут на укротителя. Причем за спиной еще 11 тигров ждут подходящего момента, чтобы броситься на него. Ошибка может стоить жизни, к тому же у дрессировщика нет с собой ни ружья, ни брандспойта для усмирения животных. Он работает, можно сказать, „голыми“ руками».
Глядя, как легко Николай управляет тиграми, веришь, что у него все под контролем.
«Молодец, вот тебе мясо, заработал, — повторяет отработанный трюк с тигром мэтр. — Кто у нас халтурит? Сара, на подставку, попрыгаешь, а то засиделась!»
Ленивой походкой к подставке с высокими сооружениями, подползает холеная тигрица и с нежеланием начинает преодолевать препятствие, постоянно огрызаясь на Николая.
«Смотри-ка, лишь бы не работать, — обращается Павленко к лентяйке. — Ишь, что надумала. У нас „сачков“ нет, все работают».
После выполнения трюка Сара возвращается на место разъяренная и угрожающе ударяет лапой по носу своему соседу. Тигр, недолго думая, дает сдачу свирепой тигрице. Между хищниками завязывается драка. Николай быстро ее пресекает, ударяя дрессировочной палкой по сцене, и указывает драчунам на их место. Тигры, рыча друг на друга, послушно расходятся.
«Вот драчуны, стоит только отвернуться, как они за свое, — журит питомцев дрессировщик. — На сегодня хватит. Загоняйте тигров в вольер. Что-то они не в настроении. Пусть отходят перед представлением».
«Наверное, страшно каждый раз выходить и работать с хищниками? — этот вопрос укротителю задают регулярно. — В чем секрет дрессуры таких животных?»
Николай хитро улыбается.
«Самое главное — не бояться, — говорит мэтр дрессуры. — Животное чувствует страх человека и может повести себя непредсказуемо. Был случай, когда мои хищники напали на человека. Несмотря ни на что, я вышел и отработал с ними представление. Были животные, от которых мне приходилось отказываться, но только в крайнем случае, когда они переставали слышать команды. Ведь, если хищник нападает на человека — это недоработка дрессировщика».
Первым был слон
Карьеру дрессировщика Николай начал вовсе не с тигров. Первым его животным был слон.
«Очень чуткое и умное животное. Но по международным нормам циркам теперь запрещено покупать слонов».
Постепенно Николай перешел на хищных кошек и по сей день, вот уже больше тридцати лет, с ними. Главное: взаимоуважение между хищником и человеком, но никак не дружба. Тигры не понимают этого понятия, в отличие от собак, считает дрессировщик.
«Мне повезло с наставником, — вспоминает Николай. — Правда, укротитель хищных кошек работал со мной недолго, но всю основу передал. После того, как его не стало, меня пригласили продолжить работу своего учителя. Я дрессировал не только тигров. Были у меня и пумы, и леопарды, и кролики, и лошади. Решил остановиться на тиграх-суматрах. И параллельно работаю с японскими шпицами. Время покажет, какие еще «клиенты» появятся.
Завораживающий прыжок
На представлении тигры отработали номер на отлично. На крики зрителей «Кис-кис», хищники не реагировали и не отвлекались. Был момент, когда тигр едва не бросился после номера на Николая, но мэтр мгновенно пресек агрессию своего воспитанника.
Зрителей заворожил трюк с бумажным барабаном. Амур показал, что не зря отработал этот номер на репетиции: прыжок был грациозным.
После выступления хищники вернулись к себе в клетку, и все как один разбрелись по разным углам вольера подремать.
Животные тоже устают, и теперь довольные собой хищники отдыхают, прижимаясь друг к другу. Кажется, у них даже нет сил, чтобы огрызаться на своих соседей. Следующая репетиция — только через неделю: будет время восстановиться. Для новых цирковых побед.