Примерное время чтения: 7 минут
588

Владимир Полупанов: «Евровидение» — это караоке с элементами политики

Это не Олимпиада по вокальному мастерству и не Чемпионат Европы на лучшую песню. А телевизионное шоу, нечто вроде всеевропейского караоке с начислением баллов, к которому именно так и нужно относиться. Избитое клише, мол, это самодеятельный конкурс для домохозяек, опровергается самой жизнью. При всем желании, найти в Европе 100 млн домохозяек не получится. А участие таких маститых артистов, как Бонни Тайлер, Энгельберт Хампердинк, Патрисия Каас и т.д., все-таки придаёт «Евровидению» статус профессионального мероприятия. Да и то, как это срежиссировано и снято — ну никак не тянет на самодеятельность.

Истерить по поводу того, что ах, нас опять засудили, а победа досталась не тем, не имеет смысла. Вкусы у всех разные, и о них, как известно, не спорят. Это раньше мы туда посылали не тех и не с тем (Пугачева, Киркоров, «Мумий Тролль» и т.д.), а после победы Димы Билана поняли-таки, как это работает.

Мы поняли, что на «Евровидении» побеждает не всегда самый сильный вокалист и порой даже не самая хитовая и запоминающаяся песня. Ну, кто сегодня сможет напеть песню «Хард-рок Аллилуйя», с которой финские «монстры» — участники группы «Лорди» — стали первыми в 2006 году? А кто помнит Марию Наумову, в 2002-м году принесшую победу Латвии с песней «I wanna»?

Вот и в этот раз рекомендую смотреть финал с иронией, которую ведущая нынешней церемонии шведская актриса и стенд-ап комик Петра Меде всячески нам демонстрирует. Устроители шоу не случайно в двух прошедших полуфиналах высмеяли безвкусицу конкурса «Евровидения», листая страницы его истории. Безвкусицы там хватает. Но это и есть один из составляющих элементов этого долгоиграющего проекта, который год от года расширяет свою географию и множит аудиторию. Лиши «Евровидение» нелепых фриков из Болгарии, комичных рокеров из Албании, великанов из Украины, носящих конкурсанток на руках, и что останется — скучный скандинавский «евро-поп»? А ещё «Евровидение» смотрят потому, что там есть элемент состязательности. Момент голосования иногда даже важнее, чем само выступление. Вот где кипят страсти: рекою льются слезы поражения и фонтанирует адреналин победы.

Субботним вечером в вечернем эфире Первого канала случится свистопляска на тему: есть ли у Дины Гариповой шанс победить. Да, это красивая история о Золушке из маленького Зеленодольска, которая, не будучи профессиональной певицей (а студенткой, получающей журналистское образование), обошла многих профессионалов на конкурсе «Голос», а затем благодаря таланту «прорубила окно» и в Европу. И эту возможность ей подарил Первый канал, за что ему честь их хвала. Я желаю этой обаятельной и трудолюбивой девочке успеха, но умом понимаю, что победа в данном случае ну никак невозможна. И на это есть ряд объективных причин. Мы недавно принимали этот конкурс у себя в Москве, а подряд победы не случаются, это закон жанра.

В следующем году мы будем хозяевами Олимпиады, а хозяйничать на двух крупных мероприятиях в один год — такое мы вряд ли потянем с финансовой точки зрения. Песня Дины «What if», написанная двумя шведскими мастерами, мелодичная и духоподъемная, но это никак не хит, способный держаться в горячей ротации на европейских радиостанциях. Песенка 19-летней Эммели де Форест «Только слезы» (Only Teardrops) сработана по всем канонам евро-поп-хита, устраивающего максимальное количество телезрителей. Поэтому неслучайно с первых дней конкурса датчанка ходит в фаворитках. И я совсем не удивлюсь, если она и станет в результате победительницей, тем паче что Дания давненько не принимала у себя «Евровидение».

Выступление Дины Гариповой в полуфинале «Евровидения». Фото www.globallookpress.com

С этого года на конкурсе действуют новые правила голосования, в финале баллы будут получать все без исключения участники, а не только первые десять. Честно говоря, я не совсем понимаю, для чего это сделано. Потому что исключить порочную практику «соседского» голосования (когда, к примеру, эстонцы максимальные баллы дают шведам или литовцам) совсем не получится. Еще мне непонятно, почему от телезрителей держат в тайне имена членов профессионального жюри, голоса которых суммируются с телезрительскими 50 на 50.

А ещё «Евровидение» — это немножко политика. В этом году у Беларуси как никогда сильный номер. Я бы отдал свой голос красавице Алене Ланской, если бы хотя бы чуть-чуть питал иллюзии, что она сможет победить. Но мы все понимаем, что в Европе Александра Григорьевича Лукашенко не очень жалуют, поэтому пока у власти в Минске находится «батька», белорусам на конкурсе ничего не светит, кого бы они туда ни привозили. Так что объективности на «Евровидении» не будет никогда. С этим надо смириться и просто получать удовольствие, как от «бесплатного алкоголя», о котором поют греческие конкурсанты (Коза Ностра и Агатонас — «Alcohol is free»). 

 
Владимир Полупанов

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (16)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах