«Я рад, что многие критикуют картину «Джанго освобожденный», ведь этим фильмом я хотел начать обсуждение рабства и то, какую роль в нем сыграли Соединенные штаты Америки. Я хотел взять сегодняшнюю аудиторию и засунуть её в довоенный Юг, показать какой Америка была раньше, — сказал Квентин Тарантино, получая «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в конце февраля. — Эта премия показывает, что теперь коммерческого успеха могут добиться не только фильмы для подростков. Это круто, ведь я сам уже не подросток».
Будучи подростком, Тарантино бросил школу в 15 лет. Мать Квентина со скрипом согласилась принять решение сына, но с тем условием, что он найдет работу. Она надеялась, что юный Квентин поймет необходимость образования, но вместо этого будущий режиссер понял лишь, что хочет стать актером, и пошел учиться на курсы Джеймса Беста.
Спустя несколько лет бесплодных попыток найти себя в качестве актера,
Эвери к тому моменту уже снял короткометражку «Возвращение червя», тогда как Тарантино хотел стать литератором. Дружба, амбиции и схожие вкусы привели к тому, что Роджер с Квентином за три недели написали сценарий к фильму «Бешеные псы». В 1991 году, выручив небольшую сумму за сценарий к фильму «Настоящая любовь», Тарантино приступил к съемкам на дешевую
Вместе с финансовой поддержкой авторы «Бешеных псов» получили в качестве актеров таких звезд, как Тим Рот, засветившегося ранее в фильмах Питера Гринуэя, Роберта Олтмена и Тома Стоппарда, и Стив Бушеми, успевшего поработать с братьями Коэнами и Джимом Джармушем.
Первый показ фильма состоялся на кинофестивале «Сандэнс» зимой 1992 года, и хотя ни одной премии в Парк-Сити «Бешеные псы» не удостоились, картина получила хорошую критику. Вдохновившись успехом, Тарантино и Эвери взялись за сценарий следующего фильма — «Криминальное чтиво».
Второй проект Тарантино стал беспрецедентным успехом, собрав целый букет престижных наград: «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA за лучший сценарий, «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а также победу в номинациях «лучший фильм» и «лучший режиссер» Национальной ассоциации кинокритиков США.
Оба фильма явили миру неповторимый почерк относительно молодого кинематографиста — нелинейная подача сюжета подчеркивалась яркими образами и отсылками к классике кинематографа, на которой рос автор. Некоторые сцены из «Бешеных псов» и «Криминального чтива» являлись прямыми цитатами таких картин, как «Целуй меня до смерти» Роберта Олдрича и «Ночь на Земле» Джима Джармуша. Кроме того, фильмы Тарантино выделялись абстрактными диалогами персонажей на подчеркнуто бытовые темы и характерным акцентом на сцены убийств и насилия.
«Да, мне часто говорят, что в моих фильмах много крови, ну и что? Это классные спецэффекты. Меня трогают истории обычных людей — кто-то порезал бумагой палец, и я могу представить себе его ощущения, а как представить ощущения человека, которому оторвало голову?», — отвечает режиссер.
Успех «Бешеных псов» и «Криминального чтива» мгновенно сделал Квентина Тарантино своим среди голливудских звезд первой величины. На фестивале в Торонто он знакомится с Робертом Родригесом, вместе с которым участвует в проекте «Четыре комнаты». Затем они снимают зомби-хоррор «От заката до рассвета», главные роли в котором исполнили все тот же Харви Кейтель, а также Джордж Клуни и Джульетт Льюис, за пару лет до этого блеснувшая в «Прирожденных убийцах». А в 1997 году Тарантино фактически реализует свою подростковую мечту, сняв Пэм Гриер в главной роли в фильме «Джеки Браун»...
С ранних лет Тарантино помимо знаковых для мирового кинематографа фильмов калибра «Таксист» или «Хороший, плохой, злой» тянулся и к жанровому кино — от азиатских файтингов до «эксплуатационных» фильмов категории Б.
Одной из таких картин был «Крепкий кофеек» 1973 года, главную роль в которой исполнила Гриер. Это была история обыкновенной женщины, бросившейся с особой жестокостью мстить тем, кто был причастен к наркотической зависимости ее
В фильме «Джеки Браун» Гриер также играет боевую леди, замешанную в торговле наркотиками, а сама картина наполнена цитатами из «Крепкого кофейка». «Джеки Браун» была номинирована на два «Золотых глобуса» и «Оскар», а также премии телеканала MTV и Гильдии киноактеров, но не получила на этих церемониях ни одной награды.
По сравнению с успехом «Бешеных псов» и «Криминального чтива» новый проект Тарантино выглядел провалом. На следующие семь лет режиссер пропал с больших экранов, сосредоточившись на продюсерской деятельности и развлекая себя периодической доработкой чужих сценариев да эпизодическими ролями...
На большой экран Квентин Тарантино вернулся десять лет назад, когда на экраны вышел нарочито кровожадный фильм «Убить Билла» с Умой Турман в главной роли. Картина рассказывала историю мести, поданную в азиатской эстетике с непропорционально большим количеством сцен восточных единоборств и кровавых расправ.
Героиня Умы Турман на протяжении всего фильма щеголяла в жёлтом костюме, очевидно отсылающем к фильму «Игра смерти» 1978 года, где в такой же одежде с преступным синдикатом боролся Брюс Ли.
Через год на экраны выходит сиквел «Убить Билла 2», а в
Тарантино постепенно отходит от прежней манеры повествования, рассказывая истории в хрологическом порядке, но все чаще обращается к образам кинематографа
«Время от времени я возвращаюсь к себе в студию. Особенно, когда в голове роется слишком много мыслей, просто чтобы очистить мозг. Я отсматриваю множество фильмов, особенно первой половины семидесятых годов, чтобы пополнить свое кинематографическое образование. Я пропитываюсь духом тех фильмов и пытаюсь представить, как бы это могло выглядеть сейчас, и если мне нравится то, что я представляю — я хочу это снять», — рассказывает режиссер.
В 2007 году в рамках проекта «Грайндхаус» Тарантино снимает фильм «Доказательство смерти», стилистически схожий с картиной Расса Мейера «Мочи их, киска, мочи». Тарантино все больше начал укрепляться в роли проводника современного зрителя к картинам семидесятых годов, подобно Энди Уорхолу утрируя и перерабатывая знакомые формы до такой степени, что те становятся чем-то новым.
Спустя два года на экраны выходит вольная интерпретация фильма Энцо Кастеллари «Этот проклятый бронепоезд» 1978 года, в американском прокате шедшего под названием «Бесславные ублюдки». Картина повествует о партизанском сопротивлении в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции, но даже в этом контексте режиссер позволяет себе пренебречь историческими фактами, подчеркивая, что не собирается использовать кино как трибуну для обсуждения конкретных тем или событий.
И, наконец, в 2012 году, продолжив сотрудничество с Кристофером Вальцем, Тарантино выпускает «Джанго освобожденный», также построенный на целом пласте истории, но разбавленный выходящими за рамки общепринятых образов сюжетными поворотами, а также сдобренный патетическими диалогами и характерным черным юмором.
В последних своих работах Тарантино с одной стороны бережно воспроизводит яркие образы, почерпнутые в фильмах семидесятых годов, но с другой — с маниакальной одержимостью стремится разрушить устои и традиции американского кинематографа. «Я не считаю себя американским режиссером. Я американец и режиссер, но не американский режиссер», — сказал Тарантино, получая второй «Оскар» в своей жизни.
«Меня часто обвиняют в том, что в моих фильмах много насилия или нетерпимости, но я не боюсь вмешиваться в те или иные расовые противоречия — я выше этого. Просто я искренний человек, и уверен, такие же искренние люди как я — правильно поймут мои фильмы. А вообще, мне кажется, большая проблема людей в том, что они не видят, что король — голый. По одной из моих теорий, люди не любят спорт — как можно четыре часа смотреть скучный футбольный матч, но не высидеть пару часов в кино?», — уходит в сторону от острых вопросов юбиляр.
Читайте также: 10 фактов о режиссере Квентине Тарантино >>