Примерное время чтения: 12 минут
2401

«Вместо школы я ходил в кино». Квентину Тарантино исполнилось 50 лет

Квентин Тарантино. Фото: www.globallookpress.com

«Я рад, что многие критикуют картину «Джанго освобожденный», ведь этим фильмом я хотел начать обсуждение рабства и то, какую роль в нем сыграли Соединенные штаты Америки. Я хотел взять сегодняшнюю аудиторию и засунуть её в довоенный Юг, показать какой Америка была раньше, — сказал Квентин Тарантино, получая «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в конце февраля. — Эта премия показывает, что теперь коммерческого успеха могут добиться не только фильмы для подростков. Это круто, ведь я сам уже не подросток».

Будучи подростком, Тарантино бросил школу в 15 лет. Мать Квентина со скрипом согласилась принять решение сына, но с тем условием, что он найдет работу. Она надеялась, что юный Квентин поймет необходимость образования, но вместо этого будущий режиссер понял лишь, что хочет стать актером, и пошел учиться на курсы Джеймса Беста.

Спустя несколько лет бесплодных попыток найти себя в качестве актера, 22-летний Тарантино волею судеб оказался в пункте видеопроката «Видеоархив», где к тому моменту работал другой фанат кино — 20-летний Роджер Эвери. Молодые люди быстро подружились и, изредка прерываясь для того, чтобы исполнить профессиональные обязанности, целыми днями обсуждали кино — современное и не очень.

Эвери к тому моменту уже снял короткометражку «Возвращение червя», тогда как Тарантино хотел стать литератором. Дружба, амбиции и схожие вкусы привели к тому, что Роджер с Квентином за три недели написали сценарий к фильму «Бешеные псы». В 1991 году, выручив небольшую сумму за сценарий к фильму «Настоящая любовь», Тарантино приступил к съемкам на дешевую 16-миллиметровую камеру, но затем о «Бешеных псах» через нескольких знакомых узнал Харви Кейтель, который после яркой роли в «Таксисте» Скорсезе уже 15 лет не мог добиться подобного успеха. Кейтель заинтересовался проектом и помог начинающим режиссерам заручиться поддержкой компании Live Entertainment, выступив не только исполнителем одной из главных ролей, но и продюсером.

Майкл Мэдсен, Стив Бушеми, Харви Кейтель и Тим Рот. Кадр из фильма «Бешеные псы»

Вместе с финансовой поддержкой авторы «Бешеных псов» получили в качестве актеров таких звезд, как Тим Рот, засветившегося ранее в фильмах Питера Гринуэя, Роберта Олтмена и Тома Стоппарда, и Стив Бушеми, успевшего поработать с братьями Коэнами и Джимом Джармушем.

Первый показ фильма состоялся на кинофестивале «Сандэнс» зимой 1992 года, и хотя ни одной премии в Парк-Сити «Бешеные псы» не удостоились, картина получила хорошую критику. Вдохновившись успехом, Тарантино и Эвери взялись за сценарий следующего фильма — «Криминальное чтиво».

Сэмюэл Л. Джексон и Квентин Тарантино. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Второй проект Тарантино стал беспрецедентным успехом, собрав целый букет престижных наград: «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA за лучший сценарий, «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а также победу в номинациях «лучший фильм» и «лучший режиссер» Национальной ассоциации кинокритиков США.

Оба фильма явили миру неповторимый почерк относительно молодого кинематографиста — нелинейная подача сюжета подчеркивалась яркими образами и отсылками к классике кинематографа, на которой рос автор. Некоторые сцены из «Бешеных псов» и «Криминального чтива» являлись прямыми цитатами таких картин, как «Целуй меня до смерти» Роберта Олдрича и «Ночь на Земле» Джима Джармуша. Кроме того, фильмы Тарантино выделялись абстрактными диалогами персонажей на подчеркнуто бытовые темы и характерным акцентом на сцены убийств и насилия.

Тим Рот. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«Да, мне часто говорят, что в моих фильмах много крови, ну и что? Это классные спецэффекты. Меня трогают истории обычных людей — кто-то порезал бумагой палец, и я могу представить себе его ощущения, а как представить ощущения человека, которому оторвало голову?», — отвечает режиссер.

Успех «Бешеных псов» и «Криминального чтива» мгновенно сделал Квентина Тарантино своим среди голливудских звезд первой величины. На фестивале в Торонто он знакомится с Робертом Родригесом, вместе с которым участвует в проекте «Четыре комнаты». Затем они снимают зомби-хоррор «От заката до рассвета», главные роли в котором исполнили все тот же Харви Кейтель, а также Джордж Клуни и Джульетт Льюис, за пару лет до этого блеснувшая в «Прирожденных убийцах». А в 1997 году Тарантино фактически реализует свою подростковую мечту, сняв Пэм Гриер в главной роли в фильме «Джеки Браун»...

Квентин Тарантино, Джульетт Льюис и Джордж Клуни. Кадр из фильма «От заката до рассвета»

С ранних лет Тарантино помимо знаковых для мирового кинематографа фильмов калибра «Таксист» или «Хороший, плохой, злой» тянулся и к жанровому кино — от азиатских файтингов до «эксплуатационных» фильмов категории Б.

Одной из таких картин был «Крепкий кофеек» 1973 года, главную роль в которой исполнила Гриер. Это была история обыкновенной женщины, бросившейся с особой жестокостью мстить тем, кто был причастен к наркотической зависимости ее 11-летней сестры. Фильм не претендовал на серьезный драматизм или социальное послание — как в любом другом произведении такого жанра, авторы, соответствуя духу постмодернизма и поп-арта, не делали акцент на содержании, сосредоточившись на провокативной форме, поданной с изрядной долей черного юмора.

Пэм Гриер. Кадр из фильма «Джеки Браун»

В фильме «Джеки Браун» Гриер также играет боевую леди, замешанную в торговле наркотиками, а сама картина наполнена цитатами из «Крепкого кофейка». «Джеки Браун» была номинирована на два «Золотых глобуса» и «Оскар», а также премии телеканала MTV и Гильдии киноактеров, но не получила на этих церемониях ни одной награды.

По сравнению с успехом «Бешеных псов» и «Криминального чтива» новый проект Тарантино выглядел провалом. На следующие семь лет режиссер пропал с больших экранов, сосредоточившись на продюсерской деятельности и развлекая себя периодической доработкой чужих сценариев да эпизодическими ролями...

Ума Турман. Кадр из фильма «Убить Билла»

На большой экран Квентин Тарантино вернулся десять лет назад, когда на экраны вышел нарочито кровожадный фильм «Убить Билла» с Умой Турман в главной роли. Картина рассказывала историю мести, поданную в азиатской эстетике с непропорционально большим количеством сцен восточных единоборств и кровавых расправ.

Героиня Умы Турман на протяжении всего фильма щеголяла в жёлтом костюме, очевидно отсылающем к фильму «Игра смерти» 1978 года, где в такой же одежде с преступным синдикатом боролся Брюс Ли.

Через год на экраны выходит сиквел «Убить Билла 2», а в 2005-м — «Город грехов» Роберта Родригеса, где Тарантино срежиссировал одну из сцен. И хотя дилогия «Убить Билла» не была отмечена значительными премиями, стало очевидно, что режиссер вернулся в большой кинематограф и может предложить миру собственные идеи на новый лад.

Майкл Мэдсен и Брюс Уиллис. Кадр из фильма «Город грехов»

Тарантино постепенно отходит от прежней манеры повествования, рассказывая истории в хрологическом порядке, но все чаще обращается к образам кинематографа 70-х, пропуская свои истории через призму старых фильмов — тех, которые он советовал посетителям кинопроката в 80-е.

«Время от времени я возвращаюсь к себе в студию. Особенно, когда в голове роется слишком много мыслей, просто чтобы очистить мозг. Я отсматриваю множество фильмов, особенно первой половины семидесятых годов, чтобы пополнить свое кинематографическое образование. Я пропитываюсь духом тех фильмов и пытаюсь представить, как бы это могло выглядеть сейчас, и если мне нравится то, что я представляю — я хочу это снять», — рассказывает режиссер.

Кадр из фильма «Доказательство смерти»

В 2007 году в рамках проекта «Грайндхаус» Тарантино снимает фильм «Доказательство смерти», стилистически схожий с картиной Расса Мейера «Мочи их, киска, мочи». Тарантино все больше начал укрепляться в роли проводника современного зрителя к картинам семидесятых годов, подобно Энди Уорхолу утрируя и перерабатывая знакомые формы до такой степени, что те становятся чем-то новым.

Спустя два года на экраны выходит вольная интерпретация фильма Энцо Кастеллари «Этот проклятый бронепоезд» 1978 года, в американском прокате шедшего под названием «Бесславные ублюдки». Картина повествует о партизанском сопротивлении в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции, но даже в этом контексте режиссер позволяет себе пренебречь историческими фактами, подчеркивая, что не собирается использовать кино как трибуну для обсуждения конкретных тем или событий.

Кристофер Вальц. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

И, наконец, в 2012 году, продолжив сотрудничество с Кристофером Вальцем, Тарантино выпускает «Джанго освобожденный», также построенный на целом пласте истории, но разбавленный выходящими за рамки общепринятых образов сюжетными поворотами, а также сдобренный патетическими диалогами и характерным черным юмором.

В последних своих работах Тарантино с одной стороны бережно воспроизводит яркие образы, почерпнутые в фильмах семидесятых годов, но с другой — с маниакальной одержимостью стремится разрушить устои и традиции американского кинематографа. «Я не считаю себя американским режиссером. Я американец и режиссер, но не американский режиссер», — сказал Тарантино, получая второй «Оскар» в своей жизни.

Квентин Тарантино с «Оскаром» за сценарий к фильму «Джанго освобожденный»

«Меня часто обвиняют в том, что в моих фильмах много насилия или нетерпимости, но я не боюсь вмешиваться в те или иные расовые противоречия — я выше этого. Просто я искренний человек, и уверен, такие же искренние люди как я — правильно поймут мои фильмы. А вообще, мне кажется, большая проблема людей в том, что они не видят, что король — голый. По одной из моих теорий, люди не любят спорт — как можно четыре часа смотреть скучный футбольный матч, но не высидеть пару часов в кино?», — уходит в сторону от острых вопросов юбиляр.

Читайте также: 10 фактов о режиссере Квентине Тарантино >>

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах