Примерное время чтения: 8 минут
594

Директор ГАБТа: «Скандалы вокруг Большого затевает тот, кто хочет занять мое место»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. К нам плывут... ледяные монстры 15/02/2012
Фото: РИА Новости

«Я всегда хожу по лезвию бритвы. Большой рассматривают даже не под лупой. Мы - на горе», - говорит гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов, ответивший на вопросы «АиФ» в преддверии своего 60-летия (18 февраля).

От Европы отстали

«АиФ»: - Анатолий Геннадьевич, после ряда крайне неоднозначных премьер ещё жарче разгорелся спор: каким быть репертуару Большого? Что лучше - здоровый консерватизм или рискованное новаторство?

А.И.: - Основа репертуара ­ГАБТа - это классика. Но Большой театр - живой организм, который должен развиваться. Ищем новые произведения, формы, композиторов. В противном случае законсервировались бы как «Комеди Франсез», где идут спектакли 50-летней давности. Извините, но это музей! А мы экспериментируем и будем это делать.

«АиФ»: - А простые зрители, уходившие в антракте с оперы «Евгений Онегин», говорят: голоса прекрасные, но динамики - ноль! Ленского убивают почему-то случайно, из ружья, из декораций - только стол. Зачем так издеваться над классикой?!

                                                               
Досье
Анатолий Иксанов родился в 1952 г. в Ленинграде. Окончил ЛГИТМиК. С 2000 г. - гендиректор ГАБТа. Ранее - директор БДТ им. Товстоногова, зам. гендиректора ТК «Культура». Заслуженный работник культуры РФ, кавалер ордена Почётного легиона.

А.И.: - Мы открывали «Онегиным» сезон в Парижской опере, закрывали сезон в итальянской Ла Скала. Показали в Японии, Великобритании. Везде сумасшедший успех! Но наша публика не готова к такому спектаклю. При советской власти и в тяжёлые 90-е годы мы здорово отстали от Европы в развитии оперного искусства. Фактически только в последнее десятилетие стали их догонять. Но невозможно пройти за 10 лет путь, который Европа прошла с 1946 года до 2000-х. Отсюда неприятие, когда дело касается осовременивания опер. Говорят: вы создавайте новые произведения на новую музыку. А почему мы не можем посмотреть на ту же историю Онегина глазами зрителя ХХI века? Кто нам запрещает?!

После оперы «Дети Розенталя» ко мне начали коммунисты подходить с требованиями убрать постановку из репертуара. Я говорю: «Ребята, если сегодня я буду слушать КПРФ, завтра ЛДПР, что будет? Культура вне политики!» Каждый считает: в театре-то он разбирается, даже если всего один раз там был! Кстати, те, кто говорит, что Большой

- наше всё, и критикует нас за новаторство, на самом деле в театр не ходят!

Сейчас перед нами стоит задача воспитать новое поколение зрителей. У Большого теперь две сцены и камерный зал, который мы запускаем. Будет целая просветительская программа для детей, детские спектакли. В этом году выпустим оперу «Дитя и волшебство» Равеля и балет «Мойдодыр». Вместе с солистами Большого театра будут танцевать дети из Академии хореографии. 2 года назад совместно с ними мы уже выпустили балет Юрия Григоровича «Тщетная предосторожность». Успех потрясающий!

«АиФ»: - Вы рады, что легендарный Григ снова работает в театре?

А.И.: - Не просто рад, я мечтал о том, чтобы Юрий Николаевич был здесь. Опять же потому, что основа Большого театра - классика. Замечательный был период, когда Алексей Ратманский 5 лет руководил балетом. Тогда произошёл значительный прорыв в сторону современного танца. Алексей хорош тем, что все его новации всё равно базировались на классическом балете. Вот вам пожалуйста взгляд молодого человека на советское время! Про «Светлый ручей» Ратманского французы сказали: самый французский балет, который Россия привозила в Париж. По лёгкости, иронии это скорее не балет, а водевиль.

 

РИА Новости

Принцев своих вырастим

«АиФ»: - В последнее время Большой - в эпицентре скандалов...

А.И.: - Скандалы вокруг Большого театра инициируют те, кто хочет занять кресло генерального директора театра. Мой друг и наставник, уважаемый в мировом театре, академик Юг Галь, сказал мне, когда ремонт ещё только начинался: «Помни, чем ближе к открытию исторической сцены, тем длиннее будет очередь желающих занять твоё место. Будь к этому готов».

«АиФ»: - Пока шла стройка, Большой особо никому не был нужен?

А.И.: - Ну кому нужна была эта головная боль? Какой идиот возьмётся за такое? А сейчас ко мне приходят конкретные люди, которые не скрывают, что запустили чёрный пиар. Я говорю: «Тебе не стыдно смотреть мне в глаза?» - «Ничего личного, чистый бизнес». Свой - не свой, а на дороге не стой - вот их принцип.

«АиФ»: - А история с Натальей Осиповой и Иваном Васильевым, которых «перекупил» для Михайловского театра бизнесмен Кехман?

А.И.: - Это проблема вообще молодого поколения в балете. От медных труб крышу сносит... Осипова и Васильев сейчас снова хотят танцевать в Большом, как приглашённые артисты. Я готов подписать контракт. Но только напрямую, а не с их агентом американским, который с контракта получает, наверное, 20 или 30%. Обидно ли мне, что Наталья и Иван ушли, спрашиваете? Очень. Но это дома я могу грустить, плохо спать. Работы это не касается. Да, Осипова и Васильев - замечательные, потрясающие артисты. Но и без них у нас такая длинная скамейка... Труппа Большого театра абсолютно самодостаточна. В общем, мы без них проживём. А проживут ли они без Большого - посмотрим.

«АиФ»: - А если у вас такая самодостаточная труппа, зачем было приглашать американского танцовщика Дэвида Холберга?

А.И.: - Одно время у нас возникла проблема с принцами. Андрей Уваров, Сергей Филин ушли на пенсию. Николай (Николай Цискаридзе. - Ред.) уже не может быть стопроцентным принцем, он сам говорит, что устал, ему уже тяжело - возраст. Поэтому мы пригласили Дэвида Холберга. А ещё он оказался отличным партнёром для Светланы Захаровой. Нужно, чтобы эта прекрасная балерина не просто блистала рядом с кем-то, а чтобы с ней танцевал равновеликий артист. Сейчас, кстати, проблема с принцами решена. Есть Владислав Лантратов, Семён Чудин, Артём Овчаренко, Вячеслав Лопатин...

«АиФ»: - Николай Цискаридзе уверен: у него пытались отобрать репетиторскую должность из-за того, что рассказал нелицеприятную правду о ремонте Большого.

А.И.: - Он много говорит и будет говорить ещё очень долго. Когда Николай называет себя великим педагогом, это странно! У него всего два ученика, а третий, Овчаренко, хотел уходить из театра, т. к. не сработался с репетитором. Мне Колю жаль. У него нет друзей. Он любит только себя.

«АиФ»: - Анатолий Геннадьевич, вы пропадаете на работе с утра до ночи. Но ведь есть и семья, должны быть и какие-то увлечения, отдушины...

А.И.: - Обожаю косить траву на даче. Мне нравится запах свежескошенной травы. Вот, собственно, и всё, что я люблю в жизни. Кроме театра. Большой театр - это и хобби, и работа, и любовь, и ненависть. Как на это реагируют домашние? Привыкли. Мы с супругой поженились, ещё будучи студентами театрального института. Помните, как у Пушкина? Жили-были старик со старухой, и прожили они 30 лет и 3 года. А мы с женой вместе уже 36 лет! В моём предыдущем театре - БДТ в Ленинграде - я 20 лет прожил. Там, кстати, приходилось работать и ночью. Дети всегда знали, что папа на работе, в театре. Поэтому для семьи было бы странно, если бы я приходил домой в пять вечера.

Читайте также:

Большой театр начал борьбу с перекупщиками?

Оцените материал
Оставить комментарий (13)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах