Примерное время чтения: 15 минут
1862

МУльТНОЕ дело. Почему на смену Чебурашке и Матроскину пришли только покемоны и трансформеры?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Пластырь заменит... биокожа! 30/11/2011

Покемоны, трансформеры, «губки Бобы», Чип и Дейл. Из новых отечественных мультзвёзд можно назвать лишь Смешариков, Лунтика да Машу с Медведем. Так что же происходит с нашей анимацией сегодня, а главное - что её ждёт завтра?

Этими вопросами наконец озаботились и в правительстве. Недавно министр культуры на встрече с В. Путиным заявил, что в ближайшее время на поддержу российской анимации будет дополнительно выделено 500 млн руб. Оживит ли это индустрию, на которой многие специалисты уже давно поставили жирный крест?

«Сказка» о потерянном поколении

Лев Бубенков, генеральный директор студии анимации «Пилот»:

- Отечественная мультипликация сегодня пребывает в спячке. И самая главная проблема её не в отсутствии денег, а в том, что подавляющая часть современных российских мультиков не интересна зрителю, в первую очередь детям. Есть, безусловно, и чудесные примеры - «Маша и медведь», «Смешарики», «Гора самоцветов», которую делала наша студия… А сколько ещё современных отечественных мультпроектов, интересных широкой аудитории, можно вспомнить? Телеэфир в основном занимает продукция студии «Дисней» (в лучшем случае) или анимационных компаний, которые гонят «мультширпотреб». Но, показывая детям преимущественно зарубежные мультфильмы, мы таким образом растим иностранцев в своей собственной стране. Что такое хорошо и что такое плохо, как папа должен относиться к маме, а ты к своим друзьям - всё это маленький человек должен узнавать из своей культуры. У нас же сегодня про Хэллоуин любой пацан знает, а про русский праздник Веснянки - никто… Не спорю, «Губка Боб Квадратные штаны» - замечательный мультсериал, но он не про нас, не про нашу систему ценностей и взаимоотношений.

А наше где?

                                                               
Интернет опрос «АиФ»

Какие мультипликационные фильмы стоит смотреть нашим детям?

■ Советские - 89% (825 голосов)

■ Старые диснеевские - 7% (66 голосов)

■ Современная компьютерная анимация - 2% (18 голосов)

■ Не разрешаю детям смотреть телевизор - 2% (18 голосов)

Всего голосов: 927

Правительство в какой-то момент озаботилось проблемой детских зрелищ. И телеканалы сегодня обязаны ставить в эфир определённый процент детских программ. Они это делают... Закупая по дешёвке зарубежные мультсериалы не первой свежести. Вообще, всё, что у нас крутится на телеканалах из числа детских программ и мультфильмов, закуплено по одному критерию - чем дешевле, тем лучше, - поскольку на детских программах и мультфильмах каналу денег не заработать (рекламой их перебивать запрещено). Получается, экономим на будущем - на наших же детях!

Примерно с середины 90-х гг. и до сегодняшних дней довольно регулярно нашим детям показывают диснеевские сериалы. Казалось бы, классика мировой анимации! Но надо понимать, что не всё «золото», что «Дисней»! Эта компания выпускает продукцию самого разного качества, и до наших экранов доходят либо самые дешёвые их сериалы, либо очень старые, уже много раз себя окупившие и потому опять-таки дешёвые (их нам готовы продать с большой скидкой - как гуманитарную помощь стране третьего мира), - «Чип и Дейл», «Утиные истории». Но это «старичьё» всё равно лучше всяких свеженьких «Покемонов» и «Трансформеров», которыми периодически пичкают наших детей.

Возникает вопрос: «А почему телеканалы не берут наше?» Во-первых, им никто на уровне государства не поставил жёсткое условие: покупать в первую очередь российскую продукцию. Во-вторых, российской продукции раз в десять меньше, чем телеканалам надо. В-третьих, и это уже минус нам, создателям, - большая часть производимой сегодня отечественной анимации не подпадает под новый телеформат. Например, в программе «Спокойной ночи, малыши!» мультфильм должен длиться не больше четырёх минут. Или должен делиться на серии, кратные четырём минутам, причём так, чтобы ребёнок не потерял суть повествования. Западные производители к таким стандартам привыкли, а нам ещё нужно учиться.

Хотим как раньше

Возрождать анимацию надо осмысленно. То есть выделять средства не на мультипликацию вообще, а на те проекты, в которых заинтересованы зрители, общество. Как бы мы ни ругали советскую власть, она-то как раз чётко формулировала свои предпочтения, ожидания, задачи. Да, массу талантливых идей убивали на корню, но вместе с тем не пропускали и откровенное барахло.

Сегодня не сформулирована государственная политика по детскому кино вообще и по мультипликации в частности. Хотя запрос зрительский довольно прост и понятен: нам и нашим детям нужны мультфильмы того уровня и качества, какие мы сами смотрели в детстве. Мы хотим, чтобы эти мультики несли нашим детям умное, доброе, вечное, не только развлекали, но и воспитывали их. Сама собой подобная мультпродукция не появится, какими бы талантливыми ни были молодые художники. Для этого нужны чётко прописанный план, стратегия, скоординированность действий на разных уровнях - от государства до анимационных студий.

То, что государство сегодня готово выделить дополнительные средства на анимацию, - конечно, хорошо. С деньгами лучше, чем без денег. Но… обещания финансовой поддержки я слышу с мая. Говорили, что дадут тем, другим, пятым, десятым. Уже конец года, а денег от государства не получил никто.

Великий и ужасный Дисней

Уолтер Элайас Дисней - самый знаменитый сказочник XX в., снявший более 100 фильмов, в жизни страдал маниакально-депрессивным психозом и поколачивал жену. 5 декабря исполняется 110 лет со дня рождения главного мультипликатора.

Когда-то Уолт Дисней был настолько маленьким, что не мог взобраться не то что на лошадь, а даже на пони. Чтобы не ударить в грязь лицом перед старшими товарищами-наездниками, он начал кататься на… поросёнке по имени Поркер. В будущем, когда Дисней начнёт рисовать героев для мультфильма «Три поросёнка», он припомнит его и срисует Глупыша со свинки Поркер. Маленький Уолт очень любил рисовать животных. Однажды сосед попросил мальчика «запечатлеть на века» его любимую лошадь. Уолт выполнил просьбу и получил гонорар - 25 центов. С тех пор рисование стало любимым делом Диснея.

Повзрослев и обосновавшись в Канзас-Сити, Уолт Дисней повстречал такого же бедного и талантливого энтузиаста-художника Аба Айверкса. В маленьком гараже они соорудили нечто напоминающее мультипликационную студию, а Дисней купил самую дешёвую кинокамеру. Каждый цент он вкладывал в свою мечту, из-за чего порой по несколько дней сидел без еды. «Вероятно, это были самые чёрные дни в моей жизни, - вспоминал мультипликатор. - Я на себе узнал, что значат превратности судьбы и голод…» Чтобы более натурально изображать мультяшных зверей, Дисней завёл в гараже мышей, крыс и морских свинок. Он наблюдал за их движениями и переносил их на бумагу.

Гаражная мультипликация шла из рук вон плохо, заказов не было. Дисней махнул на детище рукой и уехал в Голливуд к брату Рою, которому предложил: Рой вносит свою лепту - 200 долларов - и становится совладельцем предприятия. Уолт хотел привлечь к делу ещё и своего дядю, но тот отказался участвовать в «авантюре». И - упустил шанс стать миллиардером.

Кстати, Микки Мауса, мышонка с огромными ушами и любопытным носом, принёсшего корпорации Диснея миллионы, нарисовал не Уолт, а его друг Аб Айверкс. Сначала зверька обозвали Мортимером. Но жена Уолта Лилиан заявила: имя Мортимер совершенно не мышачье, а такого симпатяжку могут звать только Микки. Дисней прислушался к мнению супруги. Когда появились звуковые ленты, Дисней подарил Микки свой голос: «Жизнь и приключения Микки Мауса всегда были связаны с моей личной жизнью и работой… Он всё ещё говорит за меня, а я - за него». Так как денег на развитие студии не хватало, Дисней активно продавал своего героя: именно тогда появились комиксы, часы, майки с изображением ушастой мыши.

Другое своё детище - кролика Освальда - Дисней возненавидел лютой ненавистью. Инвестор студии Чарльз Минц одним из первых увидел в творениях Уолта Диснея миллионные перспективы и попытался откусить кусок этого пирога: переманил к себе художников, работавших над новым персонажем - кроликом Освальдом, и заявил Диснею, что хочет стать совладельцем студии. Дисней был взбешён. Он бросил в лицо Минцу изображения Освальда и прокричал: «Можете взять себе этого маленького ублюдка!»

Есть мнение, что именно эта история с предательством сотрудников способствовала развитию у Уолта Диснея маниакально-депрессивного психоза. Из доброго, практически мультяшного персонажа он превратился в нервного, злобного, мстительного гения. По свидетельству родных, он несколько раз пытался покончить с собой, пачками глотая снотворное. «Думаю, я работал слишком усердно и слишком много волновался… У меня был нервный срыв, - признавался Уолт. - Я дошёл до такого состояния, что не мог даже разговаривать по телефону без того, чтобы не плакать». Он действительно работал на пределе и требовал этого от всех своих подчинённых. Те не выдержали и однажды устроили забастовку. Выстроились возле студии с плакатами: «Белоснежка и 600 гномов: один гений против 600 морских свинок». Дисней возненавидел и их. Уолт Дисней был жестоким и в политических убеждениях: ярый антикоммунист, он слал в ФБР доносы на знакомых и коллег, если те проявляли лояльность красному флагу. В архивах ФБР до сих пор хранится более 500 кляуз от «папы Микки Мауса».

О скверном характере Диснея в США старались не упоминать: руководство страны решило, что он и его герои будут олицетворять для нации вечные семейные ценности. Хотя у самого Диснея на личном фронте не всё было гладко. Депрессии и творческие провалы (на которые наложились ещё и две неудачные попытки его жены Лилиан стать матерью) Дисней переживал в алкогольном угаре. А после закрутил роман с актрисой Долорес Дель Рио.

Дисней умер 15 декабря 1966 г. в Лос-Анджелесе от рака лёгких. Но в Голливуде ходит слух, что, когда врачи объявили ему диагноз, великий и ужасный Дисней подписал контракт, по которому его тело будет заморожено в криогенной камере до той поры, когда изобретут эликсир вечной жизни. Но свой эликсир вечности он всё же смог изобрести - мультгерои Диснея намного пережили своего создателя.

Особое мнение

Марина Зудина, актриса:

- Моему старшему сыну 16 лет, мультики Паша давно не смотрит. А вот для дочки этот вопрос очень актуален. Телевизор Маше мы включаем крайне редко: действительно достойных детских фильмов там единицы. Поэтому мы покупаем ей диски. Наша дочка с удовольствием смотрит те мультики, которые любила в своё время я: «Гадкий утёнок», «Ну, погоди!», «Простоквашино»... Доброе, настоящее, НАШЕ кино. Из новых - «Смешарики». Мне тоже симпатичен этот мультсериал - он несёт позитив. Там говорится простым языком о важных вещах: о том, что дружба - это важно, что компьютер никогда не заменит живого человека…

Конечно, наше государство должно поддерживать детский кинематограф. Потому что от того, что смотрят сегодня российские дети, зависит судьба страны в будущем. Я считаю, что нашим детям очень не хватает именно российских мультипликационных фильмов... Ведь они пропагандируют наши национальные ценности. Но на ТВ засилье иностранных фильмов. Кто-то скажет: но они лучше - ярче, динамичнее. Возможно, и ярче. Но кто-нибудь пытался понять, какая опасность таится в этой манкой яркости? Да, мы сегодня ходим в китайских кроссовках, едим американские гамбургеры и пьём кока-колу. Собственно, так же ходит и весь мир. И это нестрашно. Гораздо страшнее, если наши дети будут питаться чужим духовным и культурным фастфудом.

Среди иностранных мультиков есть и хорошие. Но многие не выдерживают критики. Если малыш каждый день будет видеть, как один герой мультика бьёт другого, как сильный издевается над слабым, у него создастся извращённое понимание жизненных ценностей - что хорошо, а что плохо...

Режиссёр-мультипликатор Константин Бронзит:

- Отечественная мультипликация всегда зависела от государства, и вряд ли в ближайшем будущем эта ситуация как-то изменится. Дополнительные 500 млн руб. радикально состояние мультиндустрии, конечно, не изменят. Но в любом случае мультфильмов станет больше, а значит, вырастет процент хороших фильмов. По западным меркам, наше анимационное производство стоит очень дёшево. В России мультипликация продолжает держаться на энтузиазме кучки людей, а не на больших зарплатах. Когда говорят о том, что в советские годы мультфильмов производилось несравнимо больше, я ничего, кроме недоумения, не испытываю. Это миф! Мультфильмов у нас всегда делали одинаково мало - слишком кропотлив этот труд. И сегодня, поверьте, их производят столько же, а может быть, и больше, чем в советское время! Просто отечественной мультпродукции ничтожно мало на федеральных каналах. Но ведь есть детские ТВ-каналы, Интернет, DVD-диски. В советские годы мы видели только подцензурную анимацию про ёжиков и пионеров. И то, что сегодня у юного зрителя есть выбор, - это отлично.

Киновед Наталия Венжер:

- Разговоры из серии «что смотрят и что не смотрят наши дети» носят демагогический характер. Ответа на этот вопрос не знает никто! И, чтобы его получить, нужно провести масштабное социологическое исследование, спросить самих детей. Предполагать, что юные зрители смотрят только то, что предлагает им телевидение, в корне неправильно. Телеканалы, отрабатывая обязанность ставить детские программы, показывают мультфильмы часто в 5-6 часов утра. Поэтому чаще дети смотрят то, что им на дисках покупают родители. В разговорах же с родителями я нередко слышу, что классика советской мультипликации современным детям малоинтересна. Она им кажется чересчур замедленной по темпоритму, герои в них много и непонятно говорят. Это факт!

Сама суть мультипликации сегодня кардинально меняется. Цифровые технологии, компьютер заменили ручной труд, вытеснили душу, которую вкладывали художники, рисуя карандашом. Эта печальная тенденция, безусловно, будет иметь серьёзные социально-психологические последствия. Но пытаться остановить этот процесс так же бесполезно, как пытаться остановить руками мчащийся поезд.

Что сегодня смотрят наши дети

 

Российские мультфильмы Иностранные мультфильмы
  Смешарики

Смешной, с хорошим чувством юмора. Яркие краски. Герои говорят о важных вещах простыми словами. Непонятно, на какую возрастную категорию рассчитан.
  Чагингтоон

Добрый, пропагандируются общечеловеческие ценности: честность, доброта, отзывчивость.

Сюжет серий достаточно однообразен.
  Лунтик

Понятен даже самым маленьким. У каждой серии - короткий, законченный сюжет, посвящённый дружбе, взаимовыручке.

Непонятно, кто такой главный герой? Что значит «лунная пчела»?
  Губка Боб квадратные штаны

Смешные, запоминающиеся персонажи, яркие краски.

Герои часто ведут себя жестоко, впадают в депрессию, жадные, невоспитанные и т. п.
  Фиксики

Развивающий, познавательный, объясняет, как работает холодильник, фен и т. п.

Рассчитан больше на мальчиков, девочки его не любят.
  Симпсоны

Оригинальный, запоминающийся сюжет, чувство юмора.

Нет чёткого разделения, что такое добро и зло. Симпсоны часто выражаются нецензурно, делают друг другу гадости и т. п.

 

Материалы подготовили: Сергей Грачев, Валентина Оберемко, Ольга Шаблинская

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах