Недавно видел рекламный ролик нового фильма Александра Гордона «Огни притона» с Оксаной Фандерой в главной роли. Фандера играет обаятельную и положительную во всех смыслах хозяйку притона, где трудятся столь же обаятельные проститутки. Не понимаю, зачем так романтизировать древнейшую профессию?
В. Сутырин, Екатеринбург
О.Ф.: - Я не думаю, что искусство должно заниматься морализаторством. Если бы Репин руководствовался принципами морали, вряд ли он написал бы картину «Иван Грозный убивает своего сына»: а вдруг она и других подтолкнёт к детоубийству? Можно привести массу подобных примеров из самых разных областей искусства, будь то живопись, литература, фотография, кино. Слава богу, мы прошли период советской цензуры, когда от искусства требовали в первую очередь морализаторства и идеологического соответствия.
«АиФ»: - А для вас лично есть какие-либо табу в актёрской профессии?
Досье | |
---|---|
Оксана Фандера родилась в 1967 г. в Одессе. В 1993 г. окончила ГИТИС. С 1990 г. замужем за Филиппом Янковским. Снималась в фильмах «Дураки умирают по пятницам», «Статский советник», «В движении», «Про любоff», «На углу у Патриарших» и др. |
О.Ф.: - Как для зрителя табу на экране для меня нет, но как актрисе психологическое душевное обнажение даётся мне проще, чем обнажение физическое.
Я не считаю своё тело тем инструментом, который необходимо использовать для создания роли. В общем, я не Моника Беллуччи (смеётся).
«АиФ»: - А разве в начале вашей кинокарьеры вам не приходилось раздеваться перед камерой?
О.Ф.: - Практически все мои фильмы до 1990 года так или иначе содержали эротические сцены. И, даже если изначально этих сцен в сценарии не было, режиссёры весьма охотно дописывали их в ходе съёмок. Тогда в нашем кино просто не существовало понятий «юридический договор», «контракт»... Я становилась заложницей ситуации. Мне оставалось либо просить режиссёра не заставлять меня обнажаться в кадре, либо пытаться ставить ультиматум. Так как на тот момент у меня ещё не было актёрского образования, я чувствовала себя совершенно беспомощной и вынуждена была доверять режиссёру.
Сейчас, если речь заходит об обнажении в кадре, я говорю: берите дублёра. Например, в картине «Красный жемчуг любви» в эротических сценах меня заменяла дублёрша.
«АиФ»: - Оксана, вы мало снимаетесь в кино. Раньше вы отказывались, поскольку не видели достойных сценариев. А что сейчас? Режиссёры стали приглашать реже?
О.Ф.: - Не могу сказать, что количество предложений уменьшилось. Я регулярно и очень ответственно читаю множество присланных мне сценариев. Причём читаю даже в том случае, если понимаю, что это полная ерунда.
«АиФ»: - А в каком-нибудь сериале вы бы согласились сниматься при условии, что там у вас будет интересная роль?
О.Ф.: - Пару раз я заезжала на съёмочную площадку к друзьям, которые в тот момент снимались в сериалах, и увидела, что там в большинстве своём люди просто зарабатывают деньги. Даже если из 50 человек на площадке шесть неравнодушны к процессу, их с лихвой перекрывают 44 равнодушных.
«АиФ»: - Ваш сын Иван учится в ГИТИСе на режиссёрско-актёрском отделении. Вы не отговаривали его от решения пойти по стопам родителей - стать актёром или режиссёром, как ваш супруг Филипп Янковский?
О.Ф.: - Нет, а какой в этом смысл? С одной стороны, я не отговаривала, а с другой - не обольщала. Сказала: мешать не буду, но и помогать тоже. Думала, он не справится, но пока у него всё получается. Я видела одну из его режиссёрских театральных работ и была приятно удивлена. Он способный, я им довольна.
«АиФ»: - А дочь Лиза уже решила, куда будет поступать?
О.Ф.: - Она тоже собирается на актёрское. Но время до поступления ещё есть, и надеюсь, что она изменит своё решение. Я ей, как и Ване, сказала: «Хочешь - пожалуйста. Но только сама». В моём понимании быть актёром означает состоять в браке с этой профессией. Поступление в институт - это только помолвка.