Фильм российского кинорежиссёра Александра Сокурова «Фауст» будет претендовать на главный приз 68-го Венецианского кинофестиваля.
Недавно Сокуров и его коллега кинорежиссёр Алексей Герман озвучили идею, что важнейшей задачей отечественного кинематографа является смягчение нравов в ожесточившемся обществе. А помочь режиссёрам создать новые киноленты о добре и человечности должна просвещённая власть. Возможно ли это в принципе? Или ожесточившиеся души уже ничем не вылечишь? На эти и другие вопросы Александр Сокуров ответил «АиФ».
Рейтинг по нужде
«АиФ»: - Александр Николаевич, вы сказали: «Теперь я понимаю, что главный противник художника не государство, а народ». Почему? Казалось бы, наоборот, искусство и культура - именно для народа.
Досье | |
---|---|
Александр Сокуров родился в 1951 г. в Иркутской обл. Автор более 40 художественных и документальных фильмов, в т. ч. «Одинокий голос человека», «Скорбное бесчувствие», «Молох», «Телец», «Дни затмения» и др. Народный артист России. |
А.С.: - Потому что это народ указывает художнику на дверь. Народ хочет хлеба и зрелищ - но часто зрелищ жестоких. А подлинных титанов духа приемлет далеко не всегда: вспомните судьбу Солженицына и Шостаковича. Рейтинги сериалов и ток-шоу уже давно выдавливают с государственного телевидения всё доброе и разумное. Эти рейтинги - отражение потребностей народа. Вкусы у киноаудитории стали несопоставимо примитивнее, чем при советской власти. Многие зрители вообще ушли из культурного сектора. Жизнь заставила: не хватает на еду - не то что на кино. И душевных сил на просмотр серьёзного кинофильма уже тоже нет.
«АиФ»: - То есть причина - нужда?
А.С.: - Именно нужда. Тяжёлое, русское, очень точное слово. А чтобы изменить содержание вещания на телеканалах, нужна только политическая воля власти. И всё. Но такой воли нет тоже.
«АиФ»: - Получается, власти выгодно будить в зрителях зверя?
А.С.: - Это не ко мне. Есть те, кто сейчас отвечает за идеологию в стране. Надо задать вопрос им. Почему всё так?
По-видимому, так выгоднее управлять, преумножать капиталы. Чтобы делать телевидение, гуманное по отношению к тому же зрителю, надо образовывать население, искать в стране художественные ресурсы, возрождать театральные и музыкальные трансляции, менять суть программ для молодёжи. Серьёзная идеология - большая и неблагодарная работа. Заниматься ею непрестижно и невыгодно. И главное - лень. Лень продюсеров, лень власти.
«АиФ»: - А как же рейтинги, Александр Николаевич? Разве они тоже делаются «сверху»? И можно ли вообще заставить телезрителей переключать каналы?
А.С.: - Они делают это сами. Очень большие рейтинги у очень плохих программ на телевидении во всём мире. Но это мы с вами считаем их постыдными. А зритель голосует иначе. Это одна из черт общества потребления. А в России к этому добавляется ещё и низкая культура людей.
«АиФ»: - Народ жаждет аморалки?
А.С.: - Если вы из года в год приучаете его к гнилой похлёбке и убеждаете, что ничего другого нет и не будет, он в итоге привыкнет хлебать это телевизионное пойло. Люди очень быстро превращаются в свиней. Что и происходит. Тут не надо быть философом: сначала - противно, несварение желудка, а потом, как в тюрьме с баландой: не хочешь, а съешь. Это очень простой психологический механизм. Никакого фокуса и тайны.
«АиФ»: - Значит, можно приучить людей и к обратному? Создать рефлекс на разумное, доброе и вечное?
А.С.: - Конечно. Можно помочь людям жить достойной жизнью. Тут я не пессимист. Если власть станет разумно ориентировать СМИ, хотя бы государственные, то число людей, которые отвернутся от тупых сериалов, начнёт расти в геометрической прогрессии. Другое дело - нужно ли это самим телеканалам?
Обслуга власти
«АиФ»: - Почему интеллигенция на встречах с президентом и премьером так робеет? Боится прогневить власть?
А.С.: - Потому что не тех зовут. Как правило, не те люди оказываются за столом с руководителями страны во время таких диалогов.
«АиФ»: - Но ведь там собирается культурная элита - народные артисты. Почему они не озвучивают чаяния народа? Что это - страх или конформизм?
А.С.: - И то и другое. Боязнь потерять статус, источники благосостояния, попасть в опалу. Никаких особых нравственных угрызений и мучений совести тут нет. Просто им страшно за свой бизнес - и всё. Артисты, которые участвуют в шоу- и другом бизнесе, давно уже не артисты, а обслуга власти. Они связаны с нею кровным экономическим интересом и могут поддержать любую, самую ошибочную идею. Сколько таких крупных деятелей культуры голосовали за строительство башни «Газпрома» в Санкт-Петербурге? И где они теперь? Они не ожидали, что проиграют. Эти люди всегда интересуются только своей выгодой.
«АиФ»: - Но на встречах с тем же Ельциным деятели культуры вели себя куда раскованнее…
А.С.: - Бориса Николаевича они не боялись вообще. Он ко всем относился одинаково и терпимо. И никому не затыкал ртов. Поэтому, несмотря на его недостатки, к нему относились с пониманием. Для интеллигенции он был как бы своим.
«АиФ»: - Как-то вы задали вопрос: «Почему народ выбирает тех, кто о нём не заботится?»
А.С.: - Потому что политика - слишком сложный механизм. Государством надо уметь управлять. Гражданам, которым предлагают принять участие в этом управлении, надо многому научиться. Прежде чем получить водительские права, мы изучаем Правила дорожного движения и устройство машины. Так же и тут. Мы должны голосовать, разбираться в документах, которые предъявляет нам государство. Большинству населения это сейчас не по силам.
Грёзы в тупике?
«АиФ»: - О пропасти между богатыми и бедными. Может ли быть справедливым расслоение общества?
А.С.: - Может. В Швеции социальный баланс так или иначе достигнут. И мы тоже не какие-нибудь уроды. Но без участия народа это невозможно. Если люди сами не договорятся, ничего не выйдет. Например, есть кондоминиумы, где жильцы объединяются и следят за своими домами. Я в таком кондоминиуме жил. Заходишь во двор или в подъезд - и ты в другом мире. Работают все коммуникации, нет проблем с водой и газом, кругом чисто. А в соседнем дворе просто за голову хватаешься: подвалы затоплены, лестницы грязные, везде протечки. И там, и там живут обычные граждане.
«АиФ»: - Но богатым, наверное, всё-таки немного легче обустроить свою жизнь...
А.С.: - Уверяю вас, у богатых тоже есть проблемы. Но нищета угнетает и неизбежно толкает на преступление. Часто человек борется за выживание и при этом знает, что помощи ждать неоткуда. Что он погибает. И когда чувствует себя загнанным в угол, начинает воровать, грабить, идёт на убийство.
«АиФ»: - Бедные сами виноваты в своей бедности?
А.С.: - Так думают люди, которые не испытывали настоящей нужды. В России говорят: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся».
В любой момент из-за трагической случайности можно потерять всё - работу, сбережения, близких. Всё начинает рушиться. От этого не застрахован никто. Но не стоит отсюда делать далеко идущие выводы, выносить приговор. Даже суд не всегда имеет право судить человека.
«АиФ»: - Напомню ещё одну вашу фразу: «Как оставаться человеком среди тех, кто не знает, что такое честная работа и благородство?»
А.С.: - Многие так и не находят ответ на этот вопрос. И падают всё ниже. Но можно найти в себе силы, чтобы преодолеть эту инерцию падения. И искать опору рядом. Не замыкаться, просить о помощи. Обычно выживают те, у кого есть система человеческих связей. Друзья не дадут пропасть, если ты тоже в трудный момент поддержал кого-то. А если неоднократно предавал, обманывал - отвернутся.
«АиФ»: - Грёзы Голливуда помогают нам держаться в жизни?
А.С.: - Некоторым - да. У всех кинематографий мира есть фильмы, которые показывают свет в конце тоннеля. Выход из жизненного тупика.
«АиФ»: - Может, и нашим режиссёрам тоже делать киносказки?
А.С.: - Почему бы нет? Сказки для взрослых нужны всегда.