Накануне Пушкинского дня России эксперты заявили, что современная школа не дает ученикам тех знаний о Пушкине, которые бы могли заинтересовать подрастающее поколение, - содержание школьной программы и плохое преподавание способны вызвать только негативное отношение к творчеству великого поэта, передает РИА «Новости».
По мнению проректора по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрия Бака, Пушкин может быть доступен и понятен абсолютно всем, но на пути к подлинному пониманию русского поэта есть два препятствия.
- Первое – «хрестоматийный глянец», показное возвеличивание Пушкина, его поверхностное прославление, в том числе и в рамках многочисленных юбилейных мероприятий. Второе препятствие - некачественное преподавание в школе, непрофессиональные учителя-словесники, которые навсегда отбивают интерес и вкус не только к Пушкину, но и вообще к поэзии, - сказал Бак.
В свою очередь проректор по учебной работе Института русского языка имени Пушкина Галина Левина считает, что современной молодежи многое непонятно в романе «Евгений Онегин», ей более доступна пушкинская лирика или проза.
- Для современной молодежи более доступны пушкинские стихи, чем «Евгений Онегин». Конечно, этот роман - энциклопедия русской жизни, но та жизнь настолько далека от современного читателя, о стольких вещах он не имеет представления, что ему трудно понять многое в романе, - сказала собеседница агентства.
- Нет никаких преград между Пушкиным и современными молодыми людьми, если они поэта не знают, не понимают - это вина тех, кто не делает необходимых усилий для объяснения, - сказала проректор РГГУ.
- К сожалению, наши дети никакого удовольствия от школьного курса литературы не получают. Их не учат наслаждаться красотой слова, а заставляют зубрить образы Онегина и Печорина, но зубрежка никогда радости не доставляла. То, как представлен Пушкин и другие классики в школьной программе, вызывает у ученика неприязнь, постепенно вырабатывая стойкое отвращение к чтению, - считает Левина.
По ее мнению, у современных учителей совершенно не хватает времени, чтобы вместе с учениками получить удовольствие от процесса чтения художественной литературы.
- У педагогов есть программа, они ее гонят бегом-бегом. Главное - натаскать учеников на правильное выполнение ЕГЭ. В школах не учат наслаждаться художественным словом. Поэтому, когда к нам приходят на филологический факультет вчерашние школьники и начинают читать Пушкина, они находят для себя откровения буквально в каждой строчке, - считает она. По ее мнению, творчество русского поэта остается современным, как и много лет назад.
- Та же любовь, которая является центром жизни у подростков и молодежи, у них очень опрощена, потому что все чаще сводится к голому сексу, а секс - это просто биологическое явление, данное нам от природы, как всем животным. Но множественные оттенки чувств, свойственные человеческой любви, обогащающие ее, вызывающие волны сильнейших эмоций, многим молодым просто незнакомы. В стихах Пушкина описаны такие тонкие и сложные переживания, богатые огромным количеством всяких нюансов. Молодые люди как глухонемые, живут в этом мире и понять не могут, как это красиво, не могут оценить, - отметила Левина. По ее мнению, любовная лирика Пушкина способна научить современного человека глубже и больше чувствовать.