Искусство создания мелкописных икон считалось утраченным, однако умелец Владимир Цыбин сумел заново восстановить всю технологию. Для того чтобы создать каждый такой шедевр, нужно быть практически ювелиром — в иконе так много мелких деталей, что часть из них можно увидеть лишь через увеличительное стекло. Образ при этом может быть какого угодно размера — самая большая работа на выставке, складень, достигает в ширину 132 см.
В столицу экспонаты приехали из Северной столицы — именно там живёт их автор и создатель, художник Владимир Цыбин. Это первая персональная выставка Цыбина в Москве, а поскольку мастер пишет только на заказ, то иконы пришлось «одалживать» из частных коллекций. А после закрытия все работы отправятся «по домам».
Нарядные иконы
Мелкописные иконы (или, как они назывались в старину, «мелочнЫе» или «нарядные») появились на Руси ещё в XVII веке. От традиционных они отличались обилием декоративных деталей, орнамента, тщательной проработкой рисунка. По сути, мелкописная икона — это такой же молельный образ, но только более «нарядный» и красивый. И заказывали их не простые люди, а купцы и бояре для домашних иконостасов да церквей; работы подчёркивали высокий статус своего владельца, а потому стоили дорого.
Правда, со временем старинные русские традиции написания мелочных икон были утеряны, а преемственность поколений нарушена — произошло это при Советской власти. Поэтому Цыбину пришлось практически заново восстанавливать технологию и приёмы «письма», и тут очень пригодился опыт реставрации художником старинных икон.
Иконописец-самоучка
«У меня нет никакого художественного образования. Всё, что я посещал, так это классы рисования при Академии художеств. И то их не закончил», — рассказывает о себе Цыбин. Однако сейчас в иконографии выделяют уже целое направление — «цыбинскую мелкописную икону». А началось всё с того, что когда-то художник увидел работы мастеров XIX века Осипа Чирикова и Василия Гурьянова.
«Я смотрю на них и не понимаю, как они были написаны», — вспоминал потом Цыбин. Именно любопытство подтолкнуло художника начать изучать подобные иконы, ходить в музейные архивы, по новой изобретать техники. Создание мелочных икон — процесс трудоёмкий, но к тому времени Владимир уже имел дело с миниатюрным письмом, сам расписывал шкатулки и украшения, поэтому постепенно, шаг за шагом, создал собственную технологию.
Как признаётся автор, главное здесь — практика. В день художник может провести за работой и 12 часов, и больше, но глядя на его иконы, не верится, что всё это было сделано обычной кистью, купленной в магазине, без каких-либо специальных приспособлений. «Ничего сложного. Просто надо на протяжении 40 лет каждую ночь по нескольку часов писать орнаменты. И тогда у вас не будет дрожать рука», — говорит Владимир.
Всего в Москву приехало около 30 шедевров Цыбина. Разместились они в храме мученицы Татианы при МГУ им.М. В. Ломоносова на Большой Никитской, а после 27 октября иконы уедут обратно — к своим хозяевам. Себе мастер работы не любит оставлять — у него дома лишь одно своё творение. В основном же произведения делаются, как и в XVII веке, для особых ценителей.