Ведь, например, общеевропейская система Правил дорожного движения допускает небольшое содержание алкоголя в крови водителей (0,5 промилле). Почему Россия выбрала особый путь? Рассказывает Евгений Брюн, профессор, главный нарколог Минздрава, директор Московского научно-практического центра наркологии:
Евгений Алексеевич, почему в России отменили «нулевое промилле»?
Евгений Брюн: «Нулевое промилле» никто не отменял. В законе лишь прописали, что учёту подлежит суммарная погрешность измерения, которая составляет 0,16 мг этанола на 1 л выдыхаемого воздуха. Однако при этом позиция российских наркологов неизменна - пить за рулём нельзя. Нужно учитывать, что реакция на алкоголь у разных людей разная. У некоторых минимальная доза может вызвать непрогнозируемую реакцию. А после серьёзных возлияний врачи не рекомендуют садиться за руль даже на следующий день. Состояние остаточной интоксикации бывает иногда опаснее, чем лёгкая степень опьянения: моторика нескоординированная, психические реакции замедлены, голова не соображает. Я советую всем водителям иметь под рукой персональный алкометр и после возлияний, прежде чем сесть за руль, проходить самообследование.
- Почему люди позволяют себя сесть за руль нетрезвыми, несмотря на то что за это можно лишиться прав?
- Уверен, это происходит от распущенности и вседозволенности. Сколько бы мы ни говорили о повышении штрафов за вождение в нетрезвом виде, одни штрафы ситуацию не исправят. Уже сейчас наши законодатели пошли по европейскому пути - с 29 ноября 2014 года возврат прав лицам, лишённым за езду в нетрезвом виде либо отказавшимся от медосвидетельствования, осуществляется только после сдачи теоретического экзамена в ГИБДД и предъявления медсправки. Кстати, наркологи располагают биохимическим маркером, при помощи которого можно определить, выпивал ли человек в последний месяц.
- Вы считаете, это может избавить нас от пьяных водителей?
- Искоренить алкоголизм на корню с их помощью вряд ли удастся, а минимизировать его последствия вполне реально. Однако наилучший эффект дают профилактические меры, которые давно и успешно применяются во всём мире. Во-первых, это сокращение рынка алкоголя (сюда входит не только сокращение времени продажи, но и сокращение мест, где его можно купить). Во-вторых, повышение цены на алкогольную продукцию (цена бутылки должна быть такой, чтобы покупка заметно била по карману). В-третьих, повышение рубежа доступности. Во всём мире возрастной ценз - 21 год, а не 18 лет. Исследования показывают, что 21 год - возраст, когда биологически и психически заканчивается формирование организма.