Вадим Самодуров, писатель, политолог:
Конфликт дальнобойщиков с властями длится уже третью неделю. За это время протестующих водителей большегрузных фур успели возглавить статусные представители т.н. «либеральной оппозиции», а сама акция протеста в представлении СМИ и патриотических блогеров успела превратиться в новый Майдан. Достаточно того факта, что в качестве координаторов акции уже успели засветиться общественный активист Николай Расторгуев, питерский либеральный активист Сергей Гуляев, руководитель Ленинградского отделения «Парнаса». Люди, придумавшие собирать налоги с дальнобойщиков по системе «Платон», должны быть очень благодарны нашим либералам — именно благодаря их активности любой протест приобретает такой антигосударственный фрондерский окрас, что поддерживать его готовы только представители узкого слоя городской экзальтированной интеллигенции.
Уже стало ясно, что от введения нового налога не стоит ждать резкого роста цен на продукты в магазинах. Умные головы успели посчитать, что реальная сумма, которую дальнобойщики будут доплачивать за провоз продуктов по федеральным трассам, может привести разве что к копеечному подорожанию. Так, например, протяженность пути из Абхазии в Москву равна примерно 1600 километрам. Даже если допустить, что фура, груженная, например, абхазскими мандаринами, обратно поедет пустая, что для перевозчиков редкость, водитель заплатит при новом налоге «сверху» еще около 5100 рублей. В одну фуру помещается примерно 12 тонн мандаринов. Соответственно, один килограмм этих прекрасных фруктов подорожает разве что на 40-43 копейки. Согласитесь, не слишком большая сумма для того, чтобы звать народ к топору. В том же случае, если владельцы торговых сетей искусственно завысят цены, прикрываясь новым налогом, вопросы должны задаваться именно им, а никак не Министерству Транспорта. Также понятно, что большинство крупных перевозчиков уже оперативно закупили оборудование и с 15 ноября дисциплинированно платят налоги. Протестуют в основном частники.
Однако не стоит записывать всех дальнобойщиков в Пятую колонну и объявлять перекрытие дорог новым Майданом. Во-первых, для всевозможных борцов с оранжевыми революциями, наверное, станет открытием тот факт, что владельцы мелких транспортных фирм и частные перевозчики тоже люди. Большинство из них вынуждены зарабатывать себе на кусок хлеба, кормить семьи и вовсе не жаждут свержения кровавого режима или отделения от страны регионов. Кроме того, подавляющее большинство недовольных новым налогом водителей никак не связано с запрещенными в России ИГИЛ или «Правым сектором». Не стоит искать Майдан там, где его нет, даже если любой социальный протест пытаются оседлать прикормленные прозападные лидеры.
И спешу расстроить многочисленных российских адептов антимайдана и сообщить, что общественные движения никто не отменял. Люди и дальше будут собираться на сходы против уплотнительной застройки, устраивать забастовки в том случае, если работодатель грубо нарушает их права, требовать от местных правоохранительных органов более тщательного расследования преступлений в области, например, этнокириминала, а также возмущаться неоправданным ростом цен или новыми налогами. Все это нормально, все это признак здорового общества и диалога между представителями власти и избирателями, и, навешивая на любые народные возмущения ярлык «цветных революций», мы только лишний раз толкаем рядовых соотечественников в объятия либеральной оппозиции. Именно поэтому сейчас необходимо отработать механизм равноправного диалога с общественными движениями. Людей нужно выслушивать, а не записывать всех скопом в Пятую колонну.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции