Шестидесятитрехлетний житель поселка Есаульский, инженер Владимир Малев, посвятил себя необычному и дорогостоящему хобби. Он восстанавливает отечественные старинные машины до- и послевоенного времени. Причем ищет запчасти к своим раритетам именно оригинальные.
«Этот ГАЗ-67 оригинален на 95 процентов»
Владимир Малев, кажется, проводит на своем автопредприятии день и ночь.
И стал тогда хозяйственный мужик Малев искать новое применение площадям предприятия. Кинул клич, нет ли желающих взять в аренду машиноместа; народ, рабочих своих, кормить надо, зарплату платить, а нечем – база стоит. Арендаторы нашлись. Теперь здесь и атомастерская, и шиномонтаж, и маленькие транспортные конторки. А Владимир Андреевич находит средства на зарплату своим людям. Но это – работа. Любимая, единственная, на всю жизнь.
А есть у директора предприятия еще хобби – ремонт и восстановление старинных легковых и грузовых автомобилей и внедорожников. Дело, когда нужны смекалка, руки и голова. Хозяйственник, инженер Малев только в своем хобби находит отдушину и применение своим знаниям и умениям.
В ангарах некогда успешного сельхозпредприятия пусто. Малев достает ключ от одного из них, под номером двенадцать. В огромном помещении стоит военная машина. Она настолько не клеится с внешней обстановкой, что совершенно непонятно, то ли в ангаре готовятся к реконструкции событий войны, то ли автомобиль ждет своего звездного часа. По признанию Владимира Андреевича, эта машина – его любимица. Вероятно, потому, что она полностью «доведена до ума» руками мастера: на ней в составе клуба автомотостарины
– Я приобрел эту машину в «никаком» состоянии, – рассказывает мастер. – Для того, чтобы восстановить, потребовались запчасти с еще трех
«Черный воронок» пока еще не черный
Малев сбрасывает с плеч свою зимнюю куртку. Отличная физическая форма, строгий костюм – реставратор как будто сам сошел с военных снимков.
Всего в коллекции Владимира Малева порядка пятнадцати старинных автомобилей. Большинство находятся в состоянии реставрации. Владимир Андреевич уверяет: сколько времени требуется на восстановление того или иного раритета, предугадать невозможно. Бывает, на работе начинается аврал, и до любимого хобби просто не доходят руки. Или появляются трудности с поиском
– Когда мне говорят, посчитай, сколько тебе встала та или иная машина, я не берусь отвечать, – рассказывает, склонившись над чертежами в гараже, Владимир Андреевич. – Можно, конечно, назвать цену, за которую купил то, что еще предстоит сделать антикварным автомобилем, прикинуть стоимость запчастей, а как оценить в денежном эквиваленте время и усилия, необходимые на поиск недостающих деталей, и «трудочасы», потраченные в ангаре на восстановление? У меня за много лет установился однообразный режим дня: с восьми утра примерно до семи вечера я на основной работе, потом дома ужинаю и еду к своим автомобилям. Иногда помогает внучок. К помощи нанятых специалистов стараюсь прибегать только в случае крайней необходимости. А так весь ремонт делаю сам. Я никогда не берусь за восстановление машины, пока не ознакомлюсь полностью с ее техническими особенностями.
Вот удалось достать чертеж «Эмки», воспетой еще Симоновым и Твардовским, датированный
В годы войны, особенно в первое время, на «Эмках» ездили все наши военачальники. А в конце
– Крыло вот сварил, – продолжает реставратор. – Правая часть авто уже похожа на оригинал. С левой фарой еще придется повозиться. Я точно следую чертежам, например, лобовое стекло в оригинале оснащено
– Вы посмотрите, какими странными сейчас кажутся некоторые технические решения прошлого века, – Владимир широко расставляет руки в стороны. – Такая громада в ширину, а внутри места совсем ничего. Часть ширины «съедают» выступающие крылья с подножками, а кузов получается узким. Ну что ж – такими были модные тогда тенденции. Зато на смену каретоподобной «Эмке» после войны пришла «Победа»
«Деньги не на ветер, деньги — в историю»
Что интересно, за свое хобби Малев, конечно, не получает ни копейки. Он и не ждет никакой выручки. Говорит, ни за что никому не продаст восстановленные своими руками экспонаты.
– Сейчас ничего не стоит купить любой раритет, – рассказывает Малев. – Зарубежные, да и наши сайты пестрят объявлениями о продаже старинных автомобилей. Но, понимаете, это же неинтересно: отдал деньги, и все. В том и смысл
Владимир не соглашается, когда слышит, мол, коллекционеры и реставраторы авто деньги на ветер пускают. Он уверен – не на ветер, а в историю.
В гараже у Владимира не только автомобили, но и коллекция моделей военной техники. Это – еще одно хобби Малева.
– А вот один из символов следующего периода жизни советского народа, – показывает мастер остов маленького автомобиля