Примерное время чтения: 10 минут
328

«На новой бы не доехал». Австралиец прибыл в Москву на машине 1913 года

На выставке «Олдтамер галерея Ильи Сорокина» на стенде Музея индустриальной культуры передо мной сидит очень уставший мужчина. Очень уставший, потому что он ехал почти год. Правда с небольшим перерывом – пока машина плыла на пароме из Австралии в Южную Африку, Константин занимался последними организационными вопросами дома.

Подготовку проекта этот обычный на первый взгляд человек начал три года назад. Константин Мандилас всегда интересовался автомобилями, историей, путешествиями и русским языком. Пробег «Мельбурн – Москва» объединил все его страсти. Австралиец на автомобиле, выпущенном почти сто лет назад, совершил пробег через Австралию, Африку, Кавказ и Россию. На специально созданном для этого проекта сайте melbournetomoscow.com Константин очень подробно описывает, почему был выбран Ford Model T – недорогой, ремонтопригодный автомобиль; в честь каких исторических событий было выбрано время – пробеги Фрэнсиса Бертлза и Андрея Нагеля были совершены 100 лет назад; и почему был проложен такой маршрут – чтобы быть первым! 

Константин Мандилас завершил пробег длиной 16,5 тысяч км Константин Мандилас завершил пробег длиной 16,5 тысяч км. Фото: Музей индустриальной культуры

По Родине

Итак, 21 октября 2011 года. В Мельбурне проходит крупнейшая на континенте выставка ретро-техники «Мотоклассика». От здания Королевского выставочного центра 43-летний Константин Мандилас в сопровождении телекамер и репортёров начинает своё путешествие. Это был старт пробега, а сам проект родился ещё раньше – с момента покупки в Америке Ford Model T. Константин очень хотел приобрести автомобиль 1912 года выпуска, но достойных экземпляров на рынке не было. Да и купленная машина потребовала определённых усилий. Был произведён капитальный ремонт двигателя, в дополнение к ацетиленовым были установлены электрические фары, проверены все узлы и агрегаты.

Только в Австралии можно встретить такие дорожные знаки Только в Австралии можно встретить такие дорожные знаки. Фото: melbournetomoscow.com

Пробег из Мельбурна в Перт, несмотря на его протяжённость в 3550 км, был самым простым участком. Во-первых, это всё ещё Австралия, во-вторых, там очень хорошие дороги. Настолько хорошие, что в первый день Константин проехал 570 км! И ещё, наверное, ему повезло. Сработала русская примета: уезжать в дождь – к счастью.

По Африке

Когда Константина спрашивают, какое его самое яркое впечатление от поездки, он не задумываясь отвечает: «Люди! Я потрясён тем, что встретил такое количество отзывчивых людей». И в первую очередь это касалось Африки. По поводу этого участка австралиец переживал больше всего. Ведь заранее подготовленные карты – это самое большое, чем можно облегчить путешествие. Почти половина маршрута протяжённостью 8550 км от Дурбана (ЮАР) до Порт-Судана (Судан) через Мозамбик, Малави, Танзанию, Кению и Эфиопию проходила по грунтовым дорогам. Покрытие было такого качества, что от тряски оторвало крыло. Местные умельцы попытались его приварить, но через несколько километров Константин предпочёл его снять.

То самое, оторванное в Африке крыло приехало в Москву в качестве багажа. Фото: автора

Неожиданным испытанием стало отсутствие топлива в Малави. Колонки пустовали по две – три недели. А когда завозили бензин, его раскупали за день. Константин нашёл торговцев, продавших ему горючее в три раза дороже, и предпочёл побыстрее покинуть страну. Ведь аппетит у Ford T, как у современного внедорожника – расход составляет 13 л на 100 км. Кстати, топливо даже в самых глухих районах было приемлемого качества и проблем не доставляло. Большей проблемой была пыль, которая пронизывала всё. Приводить в порядок механизмы путешественнику приходилось почти каждый день.

Заправка, конечно, не такая древняя, как Ford T, но бензин на ней качается вручную. Ручка очень похожа на ту, с помощью которой заводится автомобиль Заправка, конечно, не такая древняя, как Ford T, но бензин на ней качается вручную. Ручка очень похожа на ту, с помощью которой заводится автомобиль. Фото: melbournetomoscow.com

Но Константин ни разу не пожалел, что поехал именно на этой машине: «Если бы я был на современном автомобиле, я бы мог не доехать». К Ford T относились, как к ожившему персонажу, а его хозяину предлагали всяческую помощь и поддержку. Константин признался, что в курсе конфликтов, происходящих во многих регионах Африки, но за всё время пробега его они не коснулись: «Политика всегда была где-то далеко. А рядом простые доброжелательные люди». Ещё, по его мнению, такому отношению способствовал австралийский номер фиолетового цвета, специально заказанный для путешествия. Цвет выдавал некую неформальность, а его принадлежность Австралии – нейтралитет.

 Доброжелательное отношение местных жителей стало самым сильным впечатлением для Константина Мандиласа Доброжелательное отношение местных жителей стало самым сильным впечатлением для Константина Мандиласа. Фото: melbournetomoscow.com

                                                                         

Кстати
В Австралии разные штаты имеют разного вида автомобильные номера. Они отличаются и количеством символов (букв и цифр), и цветом (основным и шрифта). За дополнительную плату можно заказать номер в любом цветовом исполнении.

 

 

В многолюдных местах к экипажу проявляли большой интерес – махали руками, что-то выкрикивали, просили сфотографироваться. Но в малонаселённых районах местные жители, многие из которых безграмотны и телевизор видели несколько раз в жизни, не понимали, что может принести с собой эта странная машина. Они предпочитали отойти подальше от дороги и понаблюдать со стороны. В таких ситуациях Константин не настаивал на общении и двигался дальше, не сбавляя ход.

Даже поздним вечером на парковке отеля в Иране находились желающие посмотреть на Жестянку Лиззи Даже поздним вечером на парковке отеля в Иране находились желающие посмотреть на «Жестянку Лиззи». Фото: melbournetomoscow.com

Стоит отметить, что Мандилас ехал только в светлое время суток. Установленные электрические фары требуют много электричества, а дающего его аккумулятора на этом Ford T не установлено. Большинство ночей он проводил в гостиницах, хотя несколько раз ему приходилось спать в машине. И опять он чувствовал себя в безопасности.

Азия и Кавказ

Ещё в Африке путешественник понял, что его самой главной проблемой стала бюрократия. Все процедуры получения виз и разрешений отнимали много времени и сил. Апофеозом стал отказ в визе от Саудовской Аравии, о котором Константин узнал, подъезжая к Аравийскому полуострову. С одной стороны, это разрушило его план приехать в Москву к 16 июля. С другой – он получил небольшую передышку перед последним участком в 4500 км, отправившись по морю в Иран. Азиатская часть не произвела на австралийца особенного впечатления, и он в рабочем режиме добрался до Кавказа.

  Пожалуй, только в пост-советском пространстве сотрудники ГАИ тормозят машины, чтобы поговорить с водителем. Фото: melbournetomoscow.com

Первой страной, где Константин наконец-то заговорил по-русски, стала Армения. Там он встретил своих друзей, с которыми 20 лет назад учился в университете в Москве. Путешествие по бывшей союзной республике было недолгим и простым – Мандилас уже бывал в этой стране. А вот Грузия была для него полной загадкой.

Перепады высот Кавказских гор поддались уже изрядно уставшему Ford T. Фото: melbournetomoscow.com

Попав в Тбилиси, австралиец долго плутал по городу в поисках отеля. В итоге Константин переночевал у прохожего, к которому обратился с вопросом, где можно найти гостиницу с парковкой. Ответ был простой: «Не переживай, дорогой, переночуешь у меня, машину во дворе поставим, всё будет хорошо!». Знаменитое грузинское гостеприимство сильно впечатлило путешественника.

Юг России и Москва

Дорога в столицу России получилась чуть более долгой, чем планировалось вначале. Это было связано с обозначением новой даты – открытие выставки классических автомобилей 28 сентября. Но так получилось даже красивее: стартовал и финишировал среди поклонников олдтаймеров.

 

Не часто в центре Москвы можно увидеть столетний автомобиль, перемещающийся своим ходом Не часто в центре Москвы можно увидеть столетний автомобиль, перемещающийся своим ходом. Фото: Музей индустриальной культуры

Но до Москвы предстояло ещё доехать. И тут на помощь пришли члены различных российских клубов автомобильных раритетов. Они очень активно помогали Константину, но взамен требовали информации и внимания. Но обсуждение любимой темы – автомобильной истории – всегда доставляет радость.

В Москве гостя встретили представители Музея индустриальной культуры. Они приютили уже изрядно раcшатанный Ford T и его владельца. А потом началась выставка с её сумасшедшим интересом к герою-первопроходцу. Стенд посетил даже австралийский консул. 

Консул Австралии Дэвид Чаплин приехал на выставку поприветствовать соотечественника Консул Австралии Дэвид Чаплин приехал на выставку поприветствовать соотечественника. Фото: Музей индустриальной культуры

Константин предпочитает общаться по-английски, такое количество русского языка за последнее время утомило даже его. Видно, что он уже пережил счастье от достижения поставленной цели и потихоньку начинает расслабляться. Он признаётся, что очень боялся провала, что пострадает его репутация.

Но миссия выполнена, и Константин Мандилас говорит: «В 2018 году будет юбилей пробега Фрэнсиса Бертлза Лондон – Австралия, может быть, стоит повторить его в обратном направлении?»

Временное пристанище Ford Model T – Музей индустриальной культуры. Константин Мандилас бережно укрывает своего напарника. Фото: автора

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах