Примерное время чтения: 3 минуты
1216

Легендарному самолету «Ту» исполняется 90 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Нет денег - нет света! 17/10/2012
Ближнемагистральный турбореактивный самолет Ту-334. Фото: Антон Денисов, РИА Новости

Её возглавил 34-летний авиаконструктор Андрей Туполев. Позже эта дата стала считаться днём основания знаменитого туполевского КБ. Созданные в нём самолёты до сих пор служат в Дальней авиации России. Девять из десяти авиапассажиров, живущих ныне в странах СНГ, хотя бы раз поднимались в воздух на лайнерах марки «Ту».

Впрочем, 90 лет назад до этого было далеко. Коллективу КБ предстояло пережить репрессии 30-х годов. Лучше всех об этом впоследствии написал в своей книге «Туполев» Леонид Кербер, работавший в КБ по элект­рической части.

Андрей Николаевич Туполев Андрей Николаевич Туполев. Фото: РИА Новости

Превращение гражданского учреждения в спецтюрьму

НКВД под названием ЦКБ-29 произошло с размахом, достойным эпохи: «Буквально в несколько дней на московских авиазаводах были изготовлены сотни решёток, и всё восьмиэтажное здание… превратилось в тюрьму».

Номинально «шарагой» руководили офицеры НКВД, которые ничего не понимали в авиации. Два специалиста обратились к одному такому чекисту (его фамилия была Устинов) с предложением поставить на самолёт маленький двухтактный движок для аварийного питания. «А какие употребляются сейчас?» - поинтересовался Устинов. «Четырёхтактные», - ответили ему. «Переходить сразу на двухтактные рискованно, - заметил Устинов, - не лучше ли вам сначала заняться трёхтактными?»

Примерно таким же «трёхтактным» руководителем был и Берия, которого сейчас принято превозносить как «эффективного менеджера». Как-то раз он спросил Кербера, какая скорость будет у нового самолёта.

- Шестьсот.

- Мало, надо семьсот. Какая дальность?

- Две тысячи километров.

- Не годится, надо три тысячи. Какая нагрузка?

- Три тонны.

- Мало, надо четыре…

И в этих условиях заключённые продолжали разрабатывать самолёты для защиты свободы и независимости своей страны...

Длительное пребывание в заключении не смогло отбить у руководителя КБ природного жизнелюбия и чувства юмора. Позднее, уже в эпоху реактивной авиации, некий военврач требовал, чтобы на бомбардировщике Ту-14 туалеты для членов экипажа совместили с катапультными креслами. Туполев, как писал Кербер, «от смеха чуть не упал со стула». «Ох, не могу, ох, уморил! - кричал он своим высоким голосом. - Поставьте ему вместо катапульты унитаз, дёрнет за цепочку и улетит»...

Смотрите знаменитые самолеты ТУ >>>

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах