Взрыв не пройдёт!
«Понятие «бункер» пришло к нам из-за границы, - рассказывает Д. Андреев. - У нас же это всегда называлось «защитное сооружение» или «убежище гражданской обороны». До 1950-х гг. ими считались бомбоубежища. А сегодня, когда вероятность бомбардировки невелика, имеет смысл опасаться только точного ядерного удара. Современные убежища гражданской обороны проектировали ещё по СНиПам (Строительным нормам и правилам) 1970-х гг. До сих пор самые элитные бункеры у нас в стране делаются по этим нормам. Когда общались с коллегами из США, выяснили, что наше оборудование, сделанное всё по тем же нормам почти 40-летней давности, и американское - это как «Мерседес» и «Жигули». Причём наше - это как раз-таки «Мерседес».
Чтобы закопаться под землю с оборудованием «а-ля «Мерседес» отечественного производства, надо потратить минимум 4 млн руб. «Столько стоит самый маленький бункер в 35 кв. м на 4 человека, - говорит Д. Андреев. - Верхнего ценового предела нет. Хотя можно ограничиться и скромным оснащением своего подвала системой фильтровентиляции - это стоит около 500 тыс. руб. Между прочим, хорошо защищённая фильтровентиляция - это целая система, которая позволяет погасить даже волну ядерного взрыва от ракет средней дальности. А ядерный взрыв запросто можно пересидеть в бункере, потолок которого находится метра на 2 ниже уровня земли. Дальше закапываться смысла нет - вряд ли бомбы будут кидать прямо на вас! Биологическое оружие бункеру не страшно.
Ведь система фильтровентиляции рассчитана на защиту от радиации, химических отравлений, бактерий. Если кто-то уверен, что ему грозит наводнение, то мы ставим систему регенерации воздуха, такую же, как на космических кораблях и подводных лодках. В таком бункере можно находиться от нескольких часов до нескольких недель».
Умнее хозяина
Элитные бункеры, заказанные жителями Рублёвки, не только отделаны «под ключ» - с евроремонтом, джакузи и современной электроникой, они ещё и сами по себе умные. «Система автоматизации убежища позволяет переводить бункер в боевой режим без участия человека, - раскрывает тайны Рублёвки Д. Андреев. - Ставятся датчики, которые круглосуточно контролируют состояние окружающей среды. Если в воздухе появляются отравляющие вещества, происходит моментальный перевод убежища в боевой режим. А хозяину приходит SMS о том, что надо спуститься в бункер. Когда рядом с Москвой бушевали лесные пожары, датчик CO2 оповещал владельцев бункеров о загрязнённости воздуха. И многие спускались под землю. Одной семье, чей дом находился в эпицентре пожара, пришлось несколько дней провести в бункере, пока всё не потушили». Попасть в убежище можно и из дома (вход порой «задрапирован» книжным шкафом или камином) либо дверь оборудуют на участке, прикрывая её газоном.
Чтобы бункер в ожидании конца света зря не простаивал, богатые и берегущие себя россияне делают из убежища подсобное помещение. «Его можно использовать как депозитарий для хранения богатств - для этого мы ставим там банковскую дверь, - рассказывает Д. Андреев. - Влиятельные бизнесмены заказывают сверхсекретную переговорную. Туда ставится оборудование, которое полностью исключает возможность прослушивания. Так что и внутрь проникнуть нельзя, чтобы поставить жучок, и снаружи снять разговор не получится. Ещё из бункера делают модную американскую фишку - panic-room, комнату безопасности, чтобы скрыться в ней от злоумышленников, которые могут проникнуть в дом. Это помещение строится с расчётом на максимальную прочность, чтобы его невозможно было взорвать, поджечь, лишить людей, находящихся внутри, кислорода. Вдобавок оно оборудуется тревожной кнопкой, позволяющей вызвать группу быстрого реагирования. А одни клиенты попросили поставить в их бункере холодильное оборудование и... сделали из него хранилище для шуб».