Правила установки тахографа на автомобиль и цена оборудования
Тахограф — это прибор, фиксирующий такие параметры эксплуатации транспортного средства, как скорость, координаты движения, пройденный путь, история перемещений, периоды работы и простоя двигателя. Этот «черный ящик» сохраняет и накапливает информацию в памяти устройства в защищенном виде, доступ к которой могут получить контролирующие органы. Поговорим о том, зачем нужен тахограф, как он устроен, каким образом установить прибор на автомобиль в соответствии с требованиями законодательства.
Для кого обязательна установка тахографа
Основная цель применения тахографов заключается в предотвращении ДТП из-за усталости водителя. Ведь любому работнику, согласно части 1 статьи 108 ТК РФ, необходим перерыв для отдыха и питания продолжительностью от 30 минут до двух часов. А для водителей этот момент регулируется еще и абзацем 1 пункта 24 Положения об особенностях режима работы и отдыха, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года №15. Согласно абзацу 2 пункта 24 этого документа, если водитель работает по графику сменности и длительность ежедневной работы превышает восемь часов, то перерыв должен предоставляться два раза в день в пределах общей продолжительности, установленной ТК РФ.
Тахограф же позволяет контролировать режим труда и отдыха водителя. Поэтому установка данных приборов обязательна для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих коммерческий автотранспорт.
С 2016 года использование на территории России аналоговых тахографов запрещено. Разрешены только цифровые устройства, поскольку аналоговые не оснащены блоком СКЗИ — средства криптографической защиты информации. Следовательно, такие приборы нельзя назвать надежными в плане возможностей фальсификации данных.
Конструктивно тахограф представляет собой моноблок со следующими основными компонентами:
- датчиками движения;
- антенной для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS;
- антенной для приема сигналов GSM/GPRS;
- управляющим микроконтроллером;
- блоком СКЗИ;
- блоком энергонезависимой памяти;
- автоматическими устройствами (слотами) для считывания чип-карт (карты водителя);
- термопринтером (при распечатке выводится дата и время, номер автомобиля, информация о владельце карты и о рабочем дне водителя);
- дисплеем и органами управления;
- соединительными разъемами;
- аккумуляторной батареей.
Моноблок устанавливают в кабине машины таким образом, чтобы водитель легко мог дотянуться до панели с кнопками управления, а экран находился перед его глазами. На дисплее отображается информация о работе системы. Чтобы обеспечить питание, систему контроля подключают к бортовой сети машины. Емкость батареи должна позволять прибору работать автономно при выключенном двигателе.
Использование тахографа — это не просто «обязаловка» от Минтранса. Использование прибора дает массу преимуществ и для индивидуальных предпринимателей, и для организаций. Неоспоримый плюс применения тахографа состоит в том, что вся регистрируемая информация сохраняется в кодированном виде при помощи средств криптографической защиты (СКЗИ) и не может быть изменена, а значит, имеет юридическую силу доказательств. Это особенно важно при ДТП или после иных событий, связанных с нарушением законодательства, — данные могут пригодиться в суде в качестве доказательной базы[1].
Кроме того, устройство предоставляет его собственнику такие возможности, как:
- Отслеживание местоположения авто. В случае угона прибор работает как маячок — транспортное средство можно найти с помощью спутниковых систем связи.
- Контроль скорости и поведения водителя на дороге в целях обеспечения безопасности и соблюдения ПДД.
- Оценка квалификации сотрудников логистических отделов, отвечающих за планирование маршрутов и организацию доставки.
- Контроль расхода топлива в целях оптимизации маршрутов и предотвращения воровства.
- Возможность хранить личные карты водителей. Именно индивидуальные карты сохраняют информацию об организации рабочего дня водителей.
- Контроль над режимом труда и отдыха водителя. Контролирующие органы и владелец тахографа всегда могут узнать, когда и где водитель воспользовался временем, отведенным на отдых.
Тахограф изобрели в Европе, когда автомобильные грузоперевозки были на пике своего развития, а у предпринимателей возникла необходимость контролировать машины и наемных работников. Появление тахографа позволило оптимизировать логистические маршруты и повысило эффективность работы водителей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», тахограф — это техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.
Правила установки тахографов на транспортные средства
С 1 апреля 2014 года все автомобили, находящиеся в собственности российских юрлиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть оснащены тахографами, если их установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 года №1213, Минтранс России приказом от 21 августа 2013 года №273 утвердил «Порядок оснащения транспортных средств тахографами». Правила установки тахографов должен знать каждый владелец коммерческого и пассажирского автотранспорта.
Перечень моделей тахографов, допущенных к установке на транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации, размещен на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» (http://rosavtotransport.ru). Установка тахографа, модель которого, в соответствии с Приложением №3 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36, не включена в указанный Перечень, является нарушением пункта 6 приказа Минтранса России №273.
В соответствии с разделом II Порядка оснащения транспортных средств тахографами:
- ответственность за оснащение автотранспорта контрольными устройствами лежит на владельце ТС;
- монтаж тахографа на транспортное средство должен проводиться специализированной сервисной компанией, которую ФБУ «Росавтотранс» включил в Перечень сведений о мастерских;
- работа по оснащению автомобилей контрольными устройствами должна выполняться согласно Правилам обслуживания тахографов, то есть Приложению №4 к приказу Минтранса России №36;
- монтаж тахографа включает саму установку разрешенной модели устройства, его активизацию и блока СКЗИ, настройку и опломбирование, при этом полный список работ должен соответствовать требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа;
- после завершения произведенных работ по установке необходимо распечатать с помощью термопринтера следующую информацию: название сервиса, производившего настройку тахографа, и его номер в Перечне сведений о мастерских Росавтотранса, регистрационный номер тахографа и блока СКЗИ в реестре Росавтотранса, параметры транспортного средства — идентификационный (VIN) и государственный регистрационный (VRN) номера.
Установка тахографа необходима для машин класса М2, М3, N2, N3 (смотрите Приложение №2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36 в редакции от 30 января 2018 года). Это пассажирский, в том числе общественный, автотранспорт, в котором более чем восемь мест для сидения (не включая водителя), а также грузовики, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.
Следует также обратить внимание на то, что с 1 ноября 2019 года[2] вступили в силу следующие нормативные акты:
- Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 года №1276 «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств»;
- Федеральный закон от 26 июля 2019 года №216-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- статья 1 Федерального закона от 30 октября 2018 года №386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
В связи с правовыми нововведениями расширился перечень обязанностей физических лиц — эксплуатантов грузового и пассажирского автотранспорта, определенного в законодательстве, о чем было указано выше. В частности, согласно абзацу 10 пункта 1 и пункту 3 статьи 20 Закона №196-ФЗ, водители обязаны:
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок, осуществляемых посредством автотранспорта и общественного наземного электрического транспорта (троллейбусов);
- соблюдать нормы отдыха водителя и времени, отведенного на вождение автомобиля, в соответствии с правилами дорожного движения;
- обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 5.27.1 и статьей 11.23 КоАП РФ, административная ответственность перевозчиков, должностных лиц и водителей за неиспользование на транспортных средствах тахографов была дифференцирована (см. табл. 1).
Таблица 1. Объем ответственности различных категорий лиц за нарушения, связанные с использованием/неиспользованием тахографа
Вид нарушения | Категория лиц | Размер штрафа, в рублях |
---|---|---|
Управление транспортным средством без тахографа | Водитель | 3000–5000 |
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа | Должностное лицо ИП Организация | 7000–10 000 15 000–25 000 20 000–50 000 |
Несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха (режима труда и отдыха водителей) | Водитель Должностное лицо ИП Организация | 1500–2000 7000–10 000 15 000–25 000 20 000–50 000 |
Проверка наличия работоспособного тахографа или контрольного устройства регистрации режима труда и отдыха водителей, отвечающего требованиям Европейского соглашения (ЕСТР/AETR), то есть также тахографа, стала обязательной с 1 ноября 2019 года (смотрите постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 года №1008 в редакции от 30 сентября 2019 года).
Так, чтобы пройти техосмотр, придется убедиться в том, что установленный тахограф:
- имеет невскрытую пломбировку;
- настроен/калиброван не ранее чем за три года до проведения техосмотра;
- имеет работающий термопринтер, выводящий данные о регистрации ТС, номере блока криптографической защиты (СКЗИ) и о текущей дате и актуальном времени;
- зарегистрирован в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений после проведения поверки.
Если речь идет о «европейском» контрольном устройстве регистрации режима труда и отдыха водителей, то оно должно иметь:
- невскрытую пломбировку;
- знак, официального подтверждающий тип устройства;
- настройку/калибровку, произведенную не ранее чем за два года до прохождения техосмотра;
- табличку с данными о характеристическом коэффициенте ТС и дате его определения, об эффективной окружности шин колес и дате их измерения (но табличка может быть размещена и на самом автомобиле);
- регистрацию в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (после проведения поверки).
Сведения о работоспособных приборах отныне заносятся в диагностическую карту (см. рис. 1).
Рис. 1. Новые пункты на лицевой стороне диагностической карты
Конечно, следует сказать и о типах автотранспорта, который оснащать тахографами необязательно, это:
- автомобили для международных перевозок, оборудованные тахографами по требованиям Европейского соглашения (ЕСТР);
- строительную спецтехнику (автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны и прочую);
- сельскохозяйственную спецтехнику (в том числе предназначенную для транспортировки и внесения минеральных удобрений, а также молоковозы, скотовозы и другую — при осуществлении внутрихозяйственных перевозок в пределах муниципалитета или близлежащих районов);
- «коммунальную» и авторемонтную спецтехнику (включая автоэвакуаторы, уборочные машины и так далее);
- автомобили специальных служб (скорой медицинской помощи, пожарные машины, автомобили «оперативников», военные транспортные средства);
- специализированные автомобили (катафалки, передвижные лаборатории и телестудии, учебные автомобили, машины для перевозки ценных грузов, машины, проходящие дорожные испытания, автодома, или трейлеры, автолавки);
- машины старше 30 лет, которые не используются в коммерческих целях.
Сроки и стоимость установки
Первым делом перед монтажом мастер по установке проверяет документацию на транспортное средство, производит его осмотр, определяет, есть ли необходимость в замене имеющихся спидометра и датчика скорости на более современные устройства, и меняет их, если нужно. После этого он соединяет между собой спидометр, моноблок и датчик скорости и проверяет прибор в действии. Специалист ставит пломбы на все разъемы и участки соединения и запускает блок СКЗИ с помощью карты мастерской, после чего настраивает исходные параметры[3].
Цена установки тахографа в России варьируется от 7000 до 12 000 рублей. Стоимость зависит от типа машины, срочности заказа, необходимости выезда к клиенту и от ценовой политики мастерской. Таким образом, установка приборка на иностранную грузовую машину обойдется в сумму порядка 12 000 рублей, на КАМАЗ — в сумму от 10 000 рублей, на автобус тахограф можно установить примерно за 7000 рублей[4].
Сколько же стоит тахограф в России? Цена на большинство устройств колеблется в диапазоне от 27 000 до 40 000 рублей[5]. Сумма достаточно велика, однако штраф для юридических лиц за отсутствие прибора может быть куда больше.
Как было сказано выше, законодательно определено, что установкой тахографа может заниматься только специализированная компания, которая, завершив монтаж оборудования, направляет данные о тахографе и блоке СКЗИ в реестр Росавтотранса. Поэтому для установки устройства необходимо выбрать мастерскую, у которой есть выданное Агентством автомобильного транспорта разрешение на проведение работ по монтажу, активации, ремонту и техобслуживанию тахографов, а также лицензия на работу со средствами криптографического шифрования, полученная в Управлении ФСБ.