Слежение за автомобилем: системы спутникового контроля транспорта
В начале XXI века космические технологии уже не кажутся фантастикой: они прочно вошли и в бизнес, и в повседневную жизнь. Спутниковые системы слежения за автомобилем — яркий тому пример. Применяются они повсеместно: в транспортной отрасли, грузоперевозках, логистике, медицине, безопасности и просто в быту. В этой статье мы подробно расскажем, кому и зачем может пригодиться система слежения за автомобилем, из чего она состоит, как работает и где ее можно приобрести.
Кому и зачем нужна спутниковая система слежения за автомобилем?
Мало какая отрасль бизнеса, связанная с использованием автотранспорта, обходится сегодня без систем спутникового мониторинга. Они помогают вовремя доставлять грузы, уменьшать расходы при перевозках и обслуживании автомобилей, обеспечивать добросовестную работу персонала, а иногда даже спасать жизни. Каким же образом и за счет чего это достигается? В каких сферах малого, среднего и крупного бизнеса системы слежения за транспортом особенно необходимы?
- Грузоперевозки. В наши дни невозможно представить, как компания может работать в этой отрасли, не применяя систем контроля за передвижением автомобилей. Они помогают грамотно выстраивать и оперативно отслеживать маршрут, точно знать, в какое время груз будет доставлен заказчику. Благодаря мониторингу сводится к минимуму вероятность потери ценностей или угона автомобиля. Повышается ответственность персонала: контроль в реальном времени позволяет исключить случаи несанкционированного использования транспорта, простоев и слива топлива. С помощью систем слежения диспетчер может быстро связаться с водителем — например, чтобы внести коррективы в маршрут.
- Пассажирские перевозки. Здесь системы контроля автомобилей решают те же задачи: уменьшают расходы благодаря оптимизации маршрута и расписания движения, предотвращают недобросовестные действия водителей, позволяют следить за скоростным режимом, уровнем топлива и т. д. Наблюдение за транспортом обеспечивает безопасность пассажиров. Дополнительную выгоду владельцам автопарка приносит установка специальных датчиков для учета пассажиропотока.
В 2012 г. Минтранс РФ Приказом №285 обязал государственные и частные предприятия, работающие в области пассажироперевозок, оснащать транспортные средства системами навигации[1]. Сейчас это условие не является обязательным, но вполне вероятно, что в ближайшее время появятся нормативные акты с аналогичным требованием. Как бы то ни было, компании, установившие навигационное оборудование на пассажирский транспорт, оценили удобство и выгоду мониторинга и продолжают его использовать.
- Логистика. Необходимость контроля за автотранспортом в торговле не вызывает сомнения. Представители малого и среднего бизнеса, не говоря уже о крупных компаниях, стараются использовать все возможности навигационных систем — иначе не выдержать конкуренции. Трудно остаться на плаву, не имея четко налаженной логистической структуры. Отсутствие быстрой связи между офисом, торговыми комплексами и складскими помещениями ведет к простоям транспорта, несвоевременным поставкам и порче товара, а значит, к прямым убыткам и репутационным потерям. Технологии слежения за автомобилями помогают избежать этих проблем. Они не только обеспечивают оперативную доставку товаров, но и, благодаря различным датчикам, позволяют контролировать параметры транспортировки (например, температуру рефрижераторов, что актуально при перевозке пищевых продуктов).
- Спецтехника. Без устройств слежения за автомобилями не обойтись в сфере строительства и ЖКХ. С их помощью можно не только контролировать местоположение спецтехники, но также определять в режиме реального времени количество моточасов и параметры работы механизмов. То есть системы мониторинга позволяют убедиться в том, что нужные задачи выполняются качественно и в полном объеме.
- Медицина. Установка систем слежения на автомобили «скорой помощи» в буквальном смысле спасает человеческие жизни. Когда счет идет на минуты, хорошая навигация решает очень многое. Это подтверждают и результаты исследований: благодаря системам мониторинга среднее время прибытия «неотложки» сокращается на 10 минут, что, в свою очередь, увеличивает число успешных реанимаций на 20%[2].
И это далеко не все сферы, где востребованы системы контроля над автотранспортом. Нужны они и в сельском хозяйстве, и в нефтегазовой отрасли, и в безопасности. Навигационные системы удобны в повседневной жизни: например, они могут защитить ваш личный автомобиль.
Итак, основные функции спутниковых систем наблюдения следующие:
- определение координат автомобиля с точностью до 5–10 м;
- отслеживание направления и скорости движения;
- контроль расхода топлива;
- наблюдение за состоянием автомобиля;
- обеспечение оперативной связи водителя с диспетчерским пунктом.
Кроме этого, систему можно оснастить комплектом датчиков, чтобы она могла выполнять и другие функции, потребность в которых зависит от рода деятельности предприятия:
- подсчитывать количество пассажиров;
- следить за работой спецтехники (например, датчик вращения бетономешалки);
- контролировать температуру в рефрижераторе, и т. д.
Благодаря этому удается решить целый ряд проблем:
- достигается экономия за счет оптимизации маршрутов;
- обеспечивается безопасность автомобилей, пассажиров и грузов;
- доставка осуществляется точно в срок;
- служебный транспорт используется водителями только по назначению, а не в личных целях,
- исключается вероятность слива топлива,
- снижаются расходы на ГСМ и обслуживание автопарка (в среднем на 20–25%[3]);
- увеличивается срок службы автомобилей за счет строгого соблюдения правил эксплуатации, своевременного обнаружения и устранения неисправностей;
- владелец автопарка перестает терять деньги из-за простоев техники.
В результате предприятие работает более эффективно. Помимо прямой экономии, владелец получает и косвенную выгоду: повышается дисциплина сотрудников, растет лояльность клиентов и, таким образом, значительно увеличивается конкурентоспособность компании.
Как работает система контроля автомобиля?
Говоря упрощенно, навигационные системы состоят из трех частей:
- группы спутников, курсирующих по орбите Земли;
- наземного сегмента управления, задачи которого — строить и выводить на орбиту спутники, контролировать их движение, координировать работу всех компонентов системы;
- пользовательского оборудования, то есть собственно приемников.
Принцип работы заключается в измерении расстояния от приемника до спутников. Для этого используются радиосигналы. Существуют точные данные о расположении спутников на орбите. Они находятся в памяти приемных устройств и постоянно обновляются. При этом радиосигналы, излучаемые каждым спутником, содержат информацию о расположении всех элементов орбитальной группировки.
Расстояние измеряется путем определения времени передачи сигнала. За основу вычислений берется скорость распространения радиоволн. Хотя на нее влияет множество условий, эту величину принято считать известной и постоянной. Спутники оснащены высокоточными атомными часами. Таким образом, в каждом сигнале есть информация о времени его излучения. Зная время и скорость распространения волн, легко вычислить расстояние до антенны приемника, соответственно ее координаты. Используя эти данные, можно определить и другие параметры объекта — скорость, направление движения, пройденный путь.
Системы спутниковой навигации начали разрабатывать еще в 1970-е годы. В 1978 г. состоялся первый запуск американской NavStar (ныне GPS). Первоначально такие системы служили для военных целей. Сейчас почти каждый мобильный телефон оснащен GPS-приемником. Спутниковые системы используются не только для навигации и слежения за транспортом: они применяются в геодезии, сейсмологии, сотовой связи, в сфере развлечений и других областях науки, бизнеса и повседневной жизни.
На сегодняшний день существуют две глобальные (охватывающие весь мир) спутниковые навигационные системы: американская GPS и российская ГЛОНАСС. При сходстве общих принципов работы у них есть отдельные различия, преимущества и недостатки.
GPS отличается простотой и удобством применения, высокой точностью определения координат. Главный минус системы в том, что ее использование ограничено при некоторых условиях. Передаче сигнала препятствуют облачность, геомагнитные возмущения, искусственные преграды. Например, GPS не работает в подвальных помещениях и метро. Ухудшается прием сигнала в приполярных областях.
ГЛОНАСС по точности определения координат несколько уступает американской системе. Зато она обеспечивает большую доступность сигнала. Например, ГЛОНАСС, в отличие от GPS, принимает в полярных регионах.
Наибольшая точность слежения достигается при одновременном использовании двух систем. Некоторые приемники поддерживают и GPS, и ГЛОНАСС. Устройство принимает сигнал от спутника, который расположен ближе всех остальных. В результате определение координат происходит максимально быстро.
Системы спутникового слежения за автомобилем работают в режиме online или offline. Второй тип не требует подключения к интернету. Данные о местоположении транспортного средства записываются в память установленного на борту устройства (трекера) и считываются уже после прибытия автомобиля в пункт назначения. Такая система не позволяет планировать маршрут в процессе движения, не защищает автомобиль от угона и обладает рядом других ограничений.
Гораздо более предпочтительна работа в режиме реального времени, когда данные с приемника сразу передаются на сервер посредством интернет-соединения. Онлайн-мониторинг дает пользователю возможность изменять маршрут во время движения, моментально оповещает о несанкционированном включении двигателя или аварийной ситуации. Наблюдатель может отслеживать перемещение транспортного средства и параметры его состояния в режиме 24/7 и, таким образом, приобретает над ним полный контроль. Благодаря этим преимуществам, а также развитию интернет-технологий онлайн-системы получают все большее распространение.
Оборудование для спутникового слежения за автомобилем
Система контроля автомобилей включает в себя три компонента:
- Устройства, устанавливаемые на транспортное средство. Основное — это контроллер, или трекер, который принимает сигнал со спутников, определяет собственные координаты, направление, скорость, хранит информацию в памяти и передает ее на сервер для обработки. Приемник работает в системе GPS или ГЛОНАСС либо поддерживает оба стандарта. К трекеру могут подключаться дополнительные устройства — датчики, которые позволяют получить еще больше информации для контроля состояния автомобиля. Их выбор зависит от специфики деятельности компании. Например, если это пассажироперевозки, имеет смысл установить датчики наличия пассажира, открывания дверей. На строительную и специальную технику монтируют устройства контроля работы механизмов (бетоносмесителя, стрелы крана, кузова самосвала, ковша экскаватора и т. п.). Независимо от назначения автомобили оснащают датчиками уровня и расхода топлива.
- Серверный центр, задачи которого — хранение и обработка информации. Техническая реализация решения может быть разной. В небольших системах это один компьютер, в крупных и разветвленных, рассчитанных на тысячи пользователей, — целый комплекс серверов для решения разных задач.
- Диспетчерское программное обеспечение, предназначенное непосредственно для осуществления мониторинга. В частности, оно содержит карты и базу данных автомобилей. Многие современные системы работают через web-интерфейс, так что для слежения не нужно устанавливать специальное ПО на компьютер. Возможен доступ со смартфона или планшета через мобильное приложение.
Монтаж оборудования для слежения за автомобилем производится различными способами в зависимости от типа устройств. Простейшие трекеры не требуют установки: они могут просто находиться в салоне автомобиля. Другие устройства снабжены разъемом и вставляются в OBD-II-порт. Но контроллеры, выполняющие полный спектр задач по мониторингу и предусматривающие возможность подключения датчиков, сложнее в монтаже. Их установку лучше доверить профессионалам. Они же помогут разобраться с программным обеспечением.
Стоимость установки оборудования для слежения за автомобилем составляет от 5000 до 25 000 рублей в зависимости от сложности системы и выполняемых задач. Если вам кажется, что эти затраты слишком велики, достаточно хотя бы примерно подсчитать, сколько денег удастся сэкономить благодаря мониторингу. Например, только сокращение расходов на ГСМ достигает 20%. Таким образом, установка оборудования полностью окупится в среднем за 3 месяца.