Мониторинг транспорта: возможности спутниковой навигации для вашего бизнеса

Любая компания, в которой есть транспортный или логистический отдел, постоянно нуждается в свежей информации о перемещении своих транспортных средств. Заинтересованы в получении таких данных и различные службы: коммунальные, охранные, страховые. Для эффективного мониторинга требуется привлечение ресурсов спутниковой навигации и позиционирования GPS и ГЛОНАСС.

Сейчас это удобный и доступный сервис, который могут себе позволить и крупные корпорации, и малые предприятия, и индивидуальные предприниматели. Давайте вместе посмотрим, как это работает.

В чем суть систем спутникового мониторинга транспорта?

Современные системы спутникового мониторинга способны в реальном времени отслеживать местонахождение подвижных объектов, в том числе транспорта. «Сердцем» такой системы является трекер, или контроллер, в обиходе называемый просто маячком.

Контроллер устанавливается непосредственно на транспортное средство, посылает сигналы на спутник, получает с него данные о своих координатах и передает их в мониторинговый центр. Данные обрабатываются, хранятся и анализируются программно-аппаратным комплексом (сервером) мониторингового центра и в любой момент могут быть выведены диспетчером на терминал.

Такие системы используются транспортными компаниями и курьерскими службами для снижения вероятности угона, потери или несанкционированного использования транспортных средств. Кроме того, спутниковый мониторинг повышает уровень сервиса: с его помощью можно предоставлять клиентам актуальную информацию о местонахождении их грузов.

Системы спутникового мониторинга транспорта первого поколения были офлайновыми и не имели возможности отслеживать маршруты в реальном времени. Данные с контроллера скачивались на сервер уже по прибытии транспортного средства на базу. Таким образом, при угоне транспортного средства они были бесполезны. Кроме того, сервер должен был располагаться непосредственно на базе.

Когда была принципиально решена проблема обмена данными между контроллером и сервером с помощью мобильной и интернет-связи, развитие систем спутникового слежения пошло по двум основным направлениям:

  1. Ускорение связи между контроллером и сервером.
  2. Совершенствование программно-аппаратных комплексов.

В настоящее время наиболее прогрессивными являются системы мониторинга пятого поколения. Они не только предоставляют данные о перемещении транспортного средства в реальном времени, но и хранят эти данные в распределенных центрах мониторинга, работающих по принципу облачных технологий. Это дает возможность пользователям в любой точке мира получать информацию с минимальными затратами и на любых гаджетах, используя программное обеспечение как услугу.

На заметку!
В России транспорт, осуществляющий перевозки более 8 человек, должен быть оснащен системой ГЛОНАСС — это необходимое условие получения лицензии на пассажирские перевозки. Соответствующее правительственное постановление действует с 2012 года. Отсутствие спутниковой навигации на транспортном средстве — грубое нарушение лицензионных требований[1].

Давайте подробнее остановимся на том, с какими спутниковыми системами может устанавливать связь контроллер.

Рынок в России: ГЛОНАСС и GPS-мониторинг

В первые годы ХХI века начала получать развитие российская система ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система). До этого хозяином рынка была американская система глобального позиционирования GPS. Сейчас эти две системы конкурируют практически на равных. Хотя они во многом сходны и по большей части параметров взаимозаменяемы, отличия все-таки есть:

  • Метод использования радиочастот. ГЛОНАСС использует принцип «выделенной линии», FDMA, более защищенный, но ресурсоемкий. GPS использует кодированный множественный доступ, более экономичный, но менее защищенный — CDMA.
  • Синхронизация с вращением Земли. GPS постоянно синхронизируется с вращением Земли и работает в шести плоскостях, в каждой — по 4 спутника. ГЛОНАСС независима от вращения Земли и работает в трех плоскостях, в каждой — по 8 спутников. Все системы имеют также резервные спутники.
  • Точность в разных широтах. Российские спутники работают на более высоких орбитах. За счет этого в северных широтах они показывают более точные результаты, чем американские.
  • Погрешность. ГЛОНАСС дает результаты с погрешностью 3–6 метров, GPS — 2–4 метра. В ближайшие 7–8 лет ГЛОНАСС планирует нарастить количество спутников и снизить погрешность всего до 10 см.

Современные системы спутникового мониторинга транспорта могут использовать ГЛОНАСС и GPS одновременно. Это позволяет не только обнаруживать объект с высокой точностью, но и обеспечивать стабильный мониторинг даже в условиях современной плотной застройки, осложняющей прохождение сигналов с тех или иных спутников. Таким образом, вопрос «ГЛОНАСС или GPS» попросту не стоит, следует пользоваться современными контроллерами, работающими с обеими системами.

Это интересно!
Некоторые модели контроллеров по габаритам сопоставимы со спичечным коробком. Их можно использовать для отслеживания местонахождения не только транспорта, но и конкретных грузов — достаточно разместить их внутри контейнера или посылки.

Решаемые задачи

Что даст вашей компании мониторинг транспорта? Прежде всего, вы будете знать об отклонениях от пути следования, а также сможете оптимизировать маршруты. Это снизит топливные расходы (экономия может составлять до 30%) и повысит скорость доставки грузов (простои транспорта сокращаются на 20–30%). Хищения бензина и «накручивание» спидометров станут невозможными. Многие модели контроллеров имеют «тревожную кнопку», позволяющую водителю вызывать службы быстрого реагирования при опасности нападения злоумышленников. Кроме того, сохраненные в системе данные могут использоваться для статистики — например, на каких маршрутах наблюдалось меньше всего происшествий.

Кстати!
По итогам XII Международного навигационного форума 2018 эксперты сошлись во мнении, что к концу 2020 года на дорогах России будет более 14 миллионов подключенных транспортных средств, из них — 3,5 миллиона грузовых и более 10 миллионов персональных легковых автомобилей[2].

Оборудование для мониторинга автотранспорта

Контроллеры бывают проводными, с необходимостью питания от бортовой электропроводки автомобиля, и автономными, на батарейках. Они имеют небольшие размеры и могут быть установлены в разных местах автомобиля с креплением на обыкновенный двусторонний скотч. Автономные контроллеры проще скрыть от посторонних глаз, спрятав в бардачке, под приборной панелью и т.д. На качестве их работы это не сказывается, главное — не допускать перегрева, не размещать под металлическими деталями и располагать как можно ближе к лобовому стеклу, чтобы контроллер мог «увидеть» спутник.

Контроллер вместе с дополнительными датчиками может образовать целый охранный комплекс, передающий данные не только о координатах в данный момент времени, но и о расходе топлива, напряжении в бортовой сети автомобиля, температуре в салоне, индикации срабатывания замков дверей. Наземная связь с контроллером может осуществляться как посредством SMS-сообщений, так и через интернет. Лучше задействовать оба канала связи, так как сигнал сотовых сетей ловится не везде.

В России наибольшей популярностью пользуются контроллеры, рассчитанные одновременно на ГЛОНАСС и GPS. В первую очередь это, конечно, отечественная продукция — например, «Автофон», X-Keeper Invis DUOS, также положительно себя зарекомендовали латвийские модели фирмы Teltonika.

В контроллерах для приема и отправки SMS-сообщений используются обыкновенные SIM-карты. Чтобы подготовить контроллер к работе, необходимо вставить в него SIM-карту и подключить источник питания. На номер SIM-карты отправляется SMS-сообщение с паролем доступа и номером телефона владельца контроллера, для обратной связи. Далее следует произвести настройки даты, времени, режима оповещений. Обратную связь можно установить и через интернет, из личного кабинета на сайте компании, предоставляющей вам систему мониторинга. Данные будут приходить вам в выбранном формате — например, в виде ссылки на карту с отметкой о местонахождении транспортного средства. Если у вас обширный автопарк, лучше всего после приобретения контроллеров заказать в той же фирме услугу их настройки.


Мониторинг транспорта — услуга, доступная любому бизнесу, несмотря на ведущую роль спутников. Это прекрасный способ оптимизировать расходы и сэкономить бюджет. Однако стоит понимать, что выбор системы мониторинга — ответственная задача, решение которой лучше доверить специалистам.

Мнение редакции

Сложно отрицать, что мы живем в эпоху тотального контроля, особенно если речь идет о корпоративной сфере. Внедрение систем спутникового мониторинга транспорта способно не только сократить расходы на автопарк и сохранить ваше имущество, но и повысить безопасность работы ваших сотрудников при перевозке ценных грузов на большие расстояния. Кроме того, вы сможете оптимизировать транспортную логистику и за короткое время обслуживать большее количество клиентов.