Реклама в интернете: виды, инструменты и их эффективность

Интернет давно стал самой перспективной рекламной площадкой с самым большим охватом. Сегодня ни один журнал или телеканал не могут предложить такой обширной аудитории. Реклама в интернете — эффективный способ повысить доходы компании и узнаваемость бренда.

Эффективная рекламная кампания по разумной цене: варианты и перспективы

Реклама в интернете — самый быстрорастущий сегмент рекламного рынка. Если динамика роста для телерекламы не превышает 10%, а пресса стремительно теряет популярность, объемы рекламы в интернете стабильно растут — примерно на 20% в год. Эксперты «PricewaterhouseCoopers Россия» полагают, что в ближайшие годы темпы роста интернет-рекламы не опустятся ниже 16% и к 2020 году реклама в интернете обгонит телерекламу, став самым эффективным и популярным способом продвижения товаров и услуг[1].

В этом нет ничего удивительного. Реклама в интернете обладает рядом уникальных преимуществ:

Стоимость. В сравнении с рекламой на радио и телевидении, а также наружной рекламой, цена продвижения компании в интернете намного ниже. Благодаря доступности проводить рекламные кампании онлайн могут даже небольшие фирмы, чей бюджет никогда не позволил бы организовать продвижение другими методами, например, на ТВ. Если средняя стоимость 5 секунд рекламы на телевидении составляет около 40–100 тысяч рублей в зависимости от канала и времени показа, и это не считая затрат на съемки ролика, то стоимость 1 показа ролика на YouTube обойдется приблизительно в 100 рублей.

Разнообразие инструментов. Существует множество видов интернет-рекламы — баннеры, контекстная реклама, реклама в социальных сетях и блогах, рассылки, рекламные статьи в электронных СМИ, видео-ролики и многое другое.

Таргетинг. Интернет-реклама позволяет обращаться напрямую к потенциальным клиентам. Организуя рекламную кампанию в интернете, вы можете точно выбрать целевую аудиторию по любому признаку.

Охват. Сегодня немногие читают газеты и слушают радио. Некоторые все еще смотрят телевизор. Однако подавляющее большинство людей сидит в интернете, заменив голубой экран на YouTube, а печатное СМИ — на его электронную версию.

Кстати!
В России более 109 500 000 человек регулярно пользуются интернетом[2].

Точная аналитика, гибкость и оперативность. Реклама в интернете позволяет сравнивать в режиме реального времени действенность разных методов и концентрировать усилия на тех, что действительно приносят желаемый результат.

Реклама в интернете подходит для решения самых разнообразных задач — повышения узнаваемости бренда, формирования его имиджа, увеличения продаж, а в особенности — благодаря оперативности такого типа рекламы — для информирования о новостях компании, краткосрочных акциях и специальных предложениях.

Виды рекламы в интернете: один хорошо, а два — лучше

Условно можно выделить следующие виды рекламы в интернете:

По типу контента:

  • Текстовая реклама — это текстовое объявление, с иллюстрацией или без нее. Как правило, такие объявления размещают на одной странице с нерекламными текстами на сайтах, и читатель воспринимает их как продолжение редакционного материала. Именно поэтому их читает большинство пользователей. При этом подобные объявления не раздражают, поскольку не мешают чтению.
  • Баннерная реклама — это маленькие графические блоки, нередко — анимированные. Клик на такой блок переводит пользователя на сайт заказчика. Этот тип рекламы постепенно отходит в прошлое, поскольку баннеры раздражают пользователей, и все большее количество людей избавляется от них при помощи сервисов, блокирующих баннеры.
  • Видео- и аудиоролики — популярный, хотя и дорогой формат. Создание хорошего ролика требует времени и средств, однако это один из лучших способов имиджевой рекламы. Очень действенны вирусные видео, которыми люди делятся в своих аккаунтах в соцсетях и пересылают друг другу, а также видео-мастер-классы.

По технологии доведения информации до пользователя:

  • Контекстная реклама — один из наиболее эффективных инструментов. Такая реклама размещается на ресурсах, интересных потенциальным покупателям, и в поисковой выдаче по соответствующим запросам. К примеру, если ваша компания продает материалы для ремонта, реклама может размещаться в выдаче на запрос «купить обои» и на форуме строителей. Контекстная реклама малоэффективна для повышения узнаваемости марки, зато она хорошо помогает увеличивать продажи.
  • Директ-рассылка, при которой рекламная информация рассылается пользователям по e-mail — очень дешевый способ, позволяющий охватить большую аудиторию, однако его эффективность невысока, поскольку многие пользователи сразу отправляют такие письма в папку «Спам», не читая.
  • Cтатичная реклама размещается на тематических сайтах, причем баннер находится на одном и том же месте на протяжении определенного срока и не меняется при перезагрузке страницы. Такая реклама сработает хорошо, если вы хотите повысить узнаваемость бренда у определенной аудитории.
  • Лендинг, или посадочная страница — формат относительно новый. Это сайт, состоящий из единственной страницы, на которую пользователи переходят, кликнув по вашему объявлению. На таком сайте в очень простой и понятной форме изложена основная информация, соответствующая запросу пользователя. Если вы предлагаете несколько групп товаров или услуг, лучше сделать для каждой свой лендинг, чтобы пользователь, попав на страницу, сразу увидел то, что необходимо именно ему.

По типу площадки: в онлайн-СМИ, в социальных сетях, в видеоагрегаторах, в поисковой выдаче. Сегодня особенный интерес вызывает реклама в соцсетях и поисковой выдаче, поскольку такая реклама является максимально таргетированной. В соцсетях вы можете выбрать, кто именно увидит ваше объявление, настраивая показ по определенному признаку — возрасту, полу, географическому положению.

По формату доведения: нативная, прямая, скрытая.

  1. Нативная реклама обходится недешево, но дает прекрасный эффект. Такая реклама создается специально под определенную площадку в стилистике ее основного контента и вообще не воспринимается пользователем как реклама. Именно поэтому потенциальные клиенты склонны доверять нативной рекламе больше, чем прямой. Примером такой рекламы могут служить обзоры, в которых упоминается рекламируемый товар. Нативная реклама отлично служит укреплению имиджа бренда, особенно в долгосрочной перспективе, а также может поднять продажи, особенно если она содержит рекомендацию или отзыв эксперта.
  2. Скрытая реклама ассоциируется в первую очередь, с кинематографом, однако product placement и скрытая реклама быстро завоевывает интернет. К скрытой рекламе в интернете можно отнести оплаченные хвалебные отзывы о товарах, посты известных блогеров, вирусные видео и прочее.
На заметку
Исследование агентства Nielsen показало, что рекомендации авторитетов (например, в Instagram) на 40% эффективнее склоняют пользователей к покупке товара, чем прямая реклама.
  1. Прямая реклама — это баннеры, ролики и текстовые материалы, непосредственно продвигающие товар или услугу и размещенные на ресурсах, посвященных именно рекламе, то есть на сайтах организации-заказчика, на досках объявлений и пр.

Эта классификация весьма условна, так как многие виды рекламы входят в несколько категорий сразу. Например, обзор смартфонов, в котором ненавязчиво подчеркиваются достоинства определенной модели, является одновременно текстовой и нативной, а видеоролик, если он размещен в рамках редакционного материала и отвечает теме, заявленной в статье, можно назвать контекстным.

Выбирать инструменты следует в зависимости от ваших целей и задач. Например, для повышения узнаваемости и формирования имиджа бренда целесообразно использовать нативные статьи и видеоматериалы. Если для вас важнее немедленно привлечь как можно больше новых клиентов, выбирайте директ-рассылки, контекстную рекламу на профильных ресурсах и в поисковой выдаче, неплохой эффект дает и реклама в соцсетях. Чтобы обратить внимание клиентов на новинки, можно использовать рассылку, статичную рекламу на сайтах, лендинги и баннеры.

Расходы на интернет-рекламу: способы планирования бюджета

Выбор рекламных средств зависит как от целей, так и от бюджета кампании.

Небольшой рекламный бюджет. Если ваши затраты на рекламу строго регламентированы и вы можете потратить не более 30–50 тысяч рублей ежемесячно, присмотритесь к контекстной рекламе. Сервисы «Яндекс.Директ» и Google Adwords дают возможность размещать адрес вашего сайта в поисковой выдаче, причем вы сами можете установить условия показа и оплаты — объявление увидят только потенциальные покупатели, а оплата, как правило, производится не за показ, а за клик. Однако будьте готовы к тому, что как только вы перестанете вкладываться в контекстную рекламу, поток покупателей иссякнет.

Средний рекламный бюджет. Допустим, ваша компания может потратить на рекламу около 60–80 тысяч рублей в месяц. Такие вложения уже позволяют говорить о краткосрочном стратегическом планировании. При среднем бюджете целесообразно дополнить контекстную рекламу поисковой оптимизацией. Ее цель — вывод вашего сайта в топ поисковой выдачи. Если при запросе «горящие путевки» ваше турбюро оказывается на 4–5 странице выдачи, ваш сайт никто не увидит. Но если он окажется в первой десятке, вы получите существенный приток клиентов. Однако SEO-сайта требует времени и профессиональных навыков, поэтому в данном случае лучше обратиться к специалистам.

Большой рекламный бюджет. Если вы можете потратить на рекламу в интернете 100–120 тысяч рублей в месяц или больше, выбор инструментов значительно расширяется. Поисковая оптимизация, публикации на тематических ресурсах, контекстная и нативная реклама, работая комплексно, могут помочь достичь желаемой цели. Однако недостаточно просто вкладывать деньги в рекламу — нужно тщательно исследовать свою аудиторию, иначе весь бюджет будет потрачен зря.

Для проведения успешной и эффективной рекламной кампании в интернете не всегда требуется вкладывать в продвижение огромные суммы. Намного важнее продумать стратегию, определиться с аудиторией и наиболее действенными инструментами. Далеко не всякий предприниматель может провести рекламную кампанию в интернете без помощи специалистов — для этого требуется не меньше знаний, чем для запуска продвижения офлайн. Если вы не хотите идти к цели методом проб и ошибок, лучше сразу обратиться к профессионалам.

Мнение редакции

Во время проведения PR-кампании в интернете очень важно следить за аналитикой, чтобы корректировать ход продвижения. Эту работу также следует поручить профессионалам, так как не в каждой организации есть штатные специалисты такого профиля.