Профессиональная переподготовка врачей: дистанционная VS очная
Согласно данным статистики, в 2019 году в Российской Федерации насчитывалось 714 630 врачей, самая многочисленная группа из них — врачи терапевтического профиля (176 676), самые малочисленные — диабетологи (70), врачи мануальной терапии (1058), сурдологи-оториноларингологи (553)[1]. Как изменить профиль профессиональной медицинской деятельности, приобрести новую квалификацию и расширить карьерные возможности? В этом поможет одна из трех форм дополнительного образования — профессиональная переподготовка.
Что представляет собой профессиональная переподготовка врачей?
Профессиональная переподготовка врачей — это совершенствование медицинскими работниками своего профессионального уровня путем обновления имеющихся и получения новых знаний в образовательных и научных организациях. В процессе освоения программы переподготовки врачи:
- овладевают современными методами решения профессиональных задач;
- изучают передовой опыт;
- приобретают навыки для работы на более высоких должностях;
- получают новые знания и умения по отдельным дисциплинам для выполнения нового для себя вида медицинской деятельности.
Профессиональную переподготовку важно отличать от второго высшего образования, хотя, на первый взгляд, они очень схожи, ведь фактически преследуют одну цель — получить новую специальность. В отличие от второго высшего, профессиональную переподготовку можно пройти не только в высших учебных заведениях, но и в других образовательных учреждениях.
Кроме этого, к переподготовке допускаются лица не только с высшим, но также с начальным и средним профессиональным образованием. Обучение по программе профессиональной переподготовки завершается получением диплома о такой подготовке, в то время как, второго высшего — дипломом бакалавра или магистра.
Таким образом, профессиональная переподготовка — это одна из 3 форм дополнительного профессионального образования, наряду со стажировкой и повышением квалификации. В правовом поле она регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ или Закон об образовании), а также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 года № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее — Приказ о дополнительном профессиональном образовании медработников).
Не следует забывать также, что профессиональная переподготовка — это право работника, согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом необходимость такого обучения для своих сотрудников работодатель определяет сам, на что указывает статья 196 этого же нормативно-правового акта.
Согласно статье 23 Закона № 273-ФЗ, пройти профессиональную переподготовку врачи могут в:
- организациях дополнительного профессионального образования;
- высших учебных заведениях;
- профессиональных образовательных организациях;
- организациях, осуществляющих обучение (например, научных).
В процессе обучения все эти организации используют программы, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации по конкретным специальностям.
Профессиональная переподготовка врачей по специальности «Рентгенология» выполняется на основе приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 августа 2017 года № 538н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ по специальности «Рентгенология».
Несмотря на то что по общему правилу к профессиональной переподготовке допускаются лица с начальным и средним специальным образованием, пройти курс профессиональной переподготовки для высших медицинских специалистов могут только лица, которые ранее уже отучились на одну из медицинских специальностей в медицинском университете. Иными словами, профпереподготовка для врачей рассчитана лишь на врачей.
Такая переподготовка рассматривается как изменение направления профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования и как расширение квалификации медперсонала для адаптации к новым социальным и экономическим условиям, в том числе для соответствия требованиям международных стандартов.
Она организовывается в соответствии с Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 707н. Именно в этом документе определено, какая переподготовка и какому специалисту необходима.
Для занятия должности врача-анестезиолога-реаниматолога специалисту по «Лечебному делу», прошедшему ординатуру по специальности «Неонатология» необходимо пройти профессиональную переподготовку по специальности «Анестезиология-реаниматология».
В то же время возглавить отдел, отделение, лабораторию медицинской организации по токсикологии может врач с высшим образованием, например, по специальности «Педиатрия» и с ординатурой/интернатурой по такой же специальности, но с профессиональной переподготовкой по специальности «Токсикология»[2].
Таким образом, профессиональная переподготовка расширяет профессиональные и карьерные возможности для врачей практически любого профиля.
Как уже говорилось выше, профессиональная переподготовка выполняется на основе примерных программ, разработанных Министерством здравоохранения Российской Федерации. В таких программах указан срок обучения в академических часах, а также их распределение на вычитку фундаментальных, специальных и смежных дисциплин. Как правило, больше всего часов отводится именно на специальные дисциплины.
Профессиональная переподготовка врачей-рентгенологов предполагает 30 часов на освоение фундаментальных дисциплин, 632 часа — на освоение специальных и 34 часа — на изучение смежных. Общий срок обучения с учетом итоговой аттестации и производственной практики составляет 990 часов[3].
Как утверждает Приказ о дополнительном профессиональном образовании медработников, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. При этом сроки и формы обучения по таким программам выбираются образовательными и научными организациями самостоятельно с учетом потребностей работодателей.
Самыми распространенными формами профессиональной переподготовки сегодня являются дистанционная и очная. Что общего и различного у этих форм и какую лучше выбрать для получения новой компетенции расскажем далее.
В чем разница между дистанционной и очной переподготовкой медицинских работников
Согласно статье 16 Закона об образовании, дистанционное образование — это обучение с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Такие технологии применяются в Российской Федерации на основе приказа Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
На организацию, осуществляющую дистанционную переподготовку, возлагаются дополнительные обязанности:
- обеспечить высокий уровень технического оснащения места оказания образовательных услуг;
- обеспечить уровень технической подготовки педагогического и научного персонала;
- организовать необходимую учебно-методическую помощь обучающимся в дистанционном режиме.
Вне зависимости от формы обучения переподготовка медицинских работников строится на:
- профессиональных стандартах;
- квалификационных требованиях к специальностям и должностям в сфере здравоохранения;
- федеральных государственных стандартах результатов освоения образовательных программ.
Алгоритм разработки программы профессиональной переподготовки и при очной, и дистанционной форме обучения включает следующие этапы:
- создание рабочей группы из педагогов и представителей работодателей;
- определение подходящих для программы профессиональных стандартов;
- сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов;
- выведение ожидаемых результатов освоения программы переподготовки;
- подбор инструментов и средств оценки результатов обучения;
- формирование содержания программы;
- разработка учебного плана и календарного графика обучения.
Процесс разработки программы переподготовки медицинских работников завершается ее экспертизой. К этому мероприятию привлекаются как педагоги, осуществляющие обучение, так и представители работодателей, заинтересованных в получении работниками новой компетенции, и также представители обучающихся.
Таким образом, единственная разница между очным и дистанционным обучением — это формат общения между преподавателем и обучающимся.
Сегодня очную профессиональную переподготовку врачей проводят многие высшие учебные заведения, например, Российский университет дружбы народов, в то время как дистанционную предпочитают организации дополнительного профессионального образования, например, «Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Современная научно-технологическая академия». Для сравнения мы выбрали три идентичных курса переподготовки в этих учреждениях по очной и дистанционной форме соответственно и привели ниже основные показатели в таблицах 1–3.
Таблица 1. Профессиональная переподготовка по специальности «Ультразвуковая диагностика»[4]
Исполнитель | Название программы | Форма обучения | Длительность обучения (академические часы) | Стоимость (руб.) | Результат |
---|---|---|---|---|---|
Российский университет дружбы народов | Программа профессиональной переподготовки по специальности «Ультразвуковая диагностика» | Очная | 540 | 90 000 | Диплом о проф. переподготовке гос. образца |
АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия» | Дистанционный курс | 541 | 62000 |
Таблица 2. Профессиональная переподготовка по специальности «Физиотерапия»[5]
Исполнитель | Название программы | Форма обучения | Длительность обучения (академические часы) | Стоимость (руб.) | Результат |
---|---|---|---|---|---|
Российский университет дружбы народов | Программа профессиональной переподготовки по специальности «Физиотерапия» | Очная | 504 | 60 000 | Диплом о проф. переподготовке гос. образца |
АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия» | Дистанционный курс | 542 | 62 000 |
Таблица 3. Профессиональная переподготовка по специальности «Рефлексотерапия»[6]
Исполнитель | Название программы | Форма обучения | Длительность обучения (академические часы) | Стоимость (руб.) | Результат |
---|---|---|---|---|---|
Российский университет дружбы народов | Программа профессиональной переподготовки по специальности «Рефлексотерапия» | Очная | 504 | 60 000 | Диплом о проф. переподготовке гос. образца |
АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия» | Дистанционный курс | 542 | 62 000 |
Как свидетельствуют результаты сравнения, профессиональную переподготовку специалист может пройти в дистанционном или очном режиме по одним и тем же специальностям, при этом результат в виде документального подтверждения будет одинаковым.
Однако стоимость одного часа при дистанционном формате обучения получается немного дешевле — примерно 114 против 119 или 166 рублей. Казалось бы, выгода не слишком велика, но стоит помнить и о расходах на дорогу: даже сумма, потраченная на оплату проезда в метро, представляется довольно существенной. А ведь речь может идти и о приезде из области или из другого региона, а это уже ощутимый удар по бюджету. Притом время, потерянное в пути, может быть использовано с куда большей пользой. Кроме того, если учесть, что дистанционные курсы могут быть очными, очно-заочными и заочными, то выгода такого формата очевидна и исчисляется не только в денежном эквиваленте.
Конечно, в связи с отсутствием очного контакта и постоянного контроля со стороны педагога при дистанционной переподготовке «студенту» необходима жесткая самодисциплина, а также благоприятные условия для обучения дома или в офисе. Однако эти минусы кажутся незначительными на фоне очевидных плюсов:
- самоконтроль образовательного процесса (учащийся самостоятельно выбирает темп освоения материала);
- отсутствие необходимости посещать образовательную организацию в определенное время и в определенном месте;
- постоянная доступность материалов для обучения вне зависимости от географического нахождения «студента».
Дистанционное обучение выступает сегодня достойной альтернативой очному. Однако есть нюансы, на которые стоит обращать внимание. В связи с тем, что в процессе дистанционного обучения специалисты используют подготовленные для них в письменном виде материалы, качество новых знаний зависит в первую очередь от уровня этих материалов. Именно поэтому к выбору поставщика дистанционных услуг следует подходить очень ответственно.