Дистанционное образование в России: возможности и перспективы. Интервью с представителем Академии медицинского образования
Повышение квалификации и получение дополнительного образования — необходимость, с которой на протяжении своей карьеры сталкивается практически каждый специалист. Можно ли решить эти задачи дистанционно? Об этом — в нашем интервью с Ольгой Сергеевной Скобкаревой, ректором Академии медицинского образования (АМО).
АиФ: Здравствуйте, Ольга Сергеевна. Вы представляете учебное заведение, оказывающее услуги дистанционного обучения. Расскажите об этом формате: почему был выбран именно он?
О. С.: Здравствуйте. Да, действительно, АМО — образовательная организация, ориентированная преимущественно на дистанционный формат работы. На самом деле это технологичное заочное обучение, предполагающее быструю обратную связь с преподавателями — через электронную почту или мессенджеры. Слушатель может пройти полноценный курс обучения, сэкономив массу времени и денег. Для преподавателя это возможность передать свои знания и опыт наиболее простым путем, без лишних организационных вопросов.
АиФ: Есть мнение, что дистанционное обучение не может быть таким же эффективным, как очное. Что Вы думаете об этом?
О. С.: Это распространенное предубеждение, но оно постепенно сходит на нет. Формат вебинара, например, ничем не уступает по эффективности обычному очному семинару. Его успешно используют во всем мире. А «синдром вечного студента», который готов учиться чему угодно, лишь бы не работать, существовал всегда. Конечно, есть люди, которые постоянно проводят время на каких-либо курсах, создавая только видимость занятости. Другое дело, если человек — состоявшийся профессионал, которому надо кормить семью и сохранять конкурентные качества на рынке труда. Он заключает договор с лицензированным образовательным учреждением, занимается по программе, получает документы государственного образца. Для таких людей в Москве и открылась АМО, осуществляющая дистанционное обучение врачей из любых регионов страны.
Конечный результат зависит от поставленных задач, качества преподавания в учебном заведении, мотивации слушателя. Любое обучение состоит из общения с преподавателем и самостоятельной работы. Чем выше уровень начальной подготовки слушателя, тем больше учебных материалов он может освоить сам — достаточно его направлять и проверять. Поэтому в сфере дополнительного образования и повышения квалификации, особенно без отрыва от производства, дистанционная форма обучения полностью себя оправдывает.
Что касается качества обучения, надо смотреть на преподавательский состав, время существования учебного заведения, наличие соответствующей лицензии. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования — АНО ДПО «АМО» — работает на рынке уже довольно давно. У нас преподают практикующие врачи, многие из них имеют кандидатские и докторские ученые степени.
АиФ: Считаете ли Вы дистанционную форму обучения более перспективной, чем очную?
О. С.: Их не надо противопоставлять. Очная и заочная формы должны дополнять друг друга в зависимости от текущих задач. У нас в академии обучение проводится в трех формах: очной, очно-дистанционной и полностью дистанционной — на выбор слушателя.
С 2021 года система аккредитации медицинских и фармацевтических работников — обязательная форма проверки знаний и допуска к работе специалистов отрасли. И чтобы пройти аккредитацию, необходимо вступить в систему НМО — непрерывного медицинского образования. В рамках этой системы специалист ежегодно проходит курсы повышения квалификации и набирает на них баллы (не менее 50 в год). Раз в пять лет эти баллы суммируются и выносится решение о допуске к аккредитации. Очные образовательные мероприятия в баллах оцениваются выше, чем дистанционные или очно-дистанционные. Поэтому, например, у нас в академии можно набрать нужное количество баллов за год: пройти образовательный цикл (в любой форме) — он дает 36 баллов, плюс посетить одно очное мероприятие — 14 баллов. Конечно, можно пройти и два образовательных цикла или выбрать пять очных мероприятий — это позволит набрать баллы даже с запасом. Вопрос лишь в том, какой вариант обеспечит слушателя нужными знаниями.
Приведу примеры. У нас есть семинар по применению микроскопа в ежедневной работе стоматологов. На занятие нужно принести подготовленный зуб и с ним работать под наблюдением преподавателя. Такое мероприятие строго очное: слушатели получают практические навыки. Есть вебинар, посвященный анализу ЭКГ и логике принятия решений, — он проводится дистанционно. А например, по теме управления стрессом и предотвращения профессионального выгорания возможны смешанные варианты.
Таким образом, проходя обучение в АМО, слушатели могут быть уверены в том, что от них не потребуется личного присутствия в тех случаях, когда материал может быть освоен дистанционно. И наоборот — мы предоставляем возможность попрактиковаться лично, если это действительно необходимо.
АиФ: Вы упомянули о том, что дистанционное образование удобно для занятых людей, обучающихся без отрыва от работы. А у кого еще оно востребовано?
О. С.: В нашей стране большую роль в выборе учебного заведения играет территориальный фактор. Не каждый, например, готов ехать два часа из одного конца города в другой на лекции и семинары. Кроме того, не во всех населенных пунктах есть медицинские университеты, колледжи, учебные центры. Дистанционное обучение решает эту проблему: слушатели могут заниматься из любой точки мира, если есть подключение к интернету. Кроме того, можно параллельно учиться на очном факультете и дистанционно, получая разные специализации.
Те, кого волнуют вопросы переподготовки, тоже заинтересованы в этой форме обучения. Некоторым людям загруженность на работе или основной учебе не позволяет начать обучение в какой-то определенный день года или ждать набора новых групп. Кто-то готов заниматься в темпе выше среднего, кому-то нужно больше времени. Дистанционная форма дает слушателю возможность стартовать в любой удобный момент и заниматься по индивидуальному плану. Контроль знаний назначается тогда, когда курс будет полностью освоен. В план занятий по просьбе слушателя могут быть включены дополнительные дисциплины.
АиФ: По каким специальностям можно получить диплом в вашей академии?
О. С.: Обучение проводится для врачей и среднего медицинского персонала, на базе средне-профессионального или высшего образования. Врачам предлагается более 100 специальностей, среднему медперсоналу — около 40. По окончании каждого курса в АМО выдается диплом о переподготовке или удостоверение о повышении квалификации. С нашей помощью можно получить практически любую специализацию — от авиакосмической медицины до косметологии. Кроме того, слушатели могут заняться такими прикладными дисциплинами, как, например, информационные технологии в медицинской организации или управление рентабельностью.
За время своего существования академия разработала огромное количество курсов, и у нас всегда найдется, чем заинтересовать слушателя. Мы предоставляем массу возможностей для проведения семинаров, прохождения стажировок и практики.
АиФ: Во сколько обойдется обучение?
О. С.: Вопрос, который многих интересует в первую очередь. Программы в АМО насыщенные, преподаватели опытные. По итогу слушатель получает максимум теории и практики, плюс документы государственного образца, сведения о которых вносятся в Федеральный реестр. Конечно, это стоит денег, сколько именно — вопрос целеполагания.
Если слушателем не ставятся амбициозные цели и требуется просто подтвердить аккредитацию, можно подобрать относительно недорогие курсы. Они позволят оставаться в специальности и поддерживать определенную квалификационную планку. Тем же, кто хочет сделать рывок в карьере и претендует на руководящие должности в медицинских учреждениях, придется пройти более дорогостоящее обучение. В любом случае, стоимость будет рассчитываться индивидуально. На сайте АМО есть форма, в которую можно внести исходные данные: менеджер сделает расчет и свяжется с вами. Кроме того, работает онлайн-чат, в котором подробно ответят на все вопросы.
Тем слушателям, кто хочет увидеть конкретные цифры сразу и сделать для себя какие-то выводы, можно зайти в раздел «Семинары» на нашем сайте: там по каждому семинару приведены цены. Могу лишь сказать, что стоимость такого, обычно однодневного, мероприятия варьируется в диапазоне от 3000 до 10 000 рублей. Если слушателю не требуются сертификаты, удостоверения и баллы НМО, цена будет меньше.
И еще одна хорошая новость: у нас бывают бесплатные семинары. Для тех, кто только планирует получить дополнительное образование, это хорошая возможность с нами познакомиться и сразу узнать полезную информацию по профессии.
АиФ: Спасибо за интересный рассказ, Ольга Сергеевна! От себя можем добавить, что на официальном сайте Академии медицинского образования есть все сведения о преподавателях и спикерах семинаров, там можно увидеть фотографии из учебных аудиторий и программы курсов. Мы заметили, что академия постоянно ведет страницы в популярных соцсетях: Facebook, Instagram, «ВКонтакте», а также собственный канал на YouTube.
О. С.: Благодарю вас за возможность рассказать о нашей академии! Офис АМО находится в центре Москвы, в Газетном переулке, рядом со станцией метро «Тверская». Приходите знакомиться лично, мы всегда рады новым слушателям!
* АНО ДПО «АМО» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №039358, выданной 15 мая 2018 года Департаментом образования города Москвы.