Корпоративные социальные сети. Как их внедрение отражается на бизнесе?

Корпоративные социальные сети появились сравнительно недавно, на волне популярности классических соцсетей. Разработчикам совершенно закономерно пришел в голову вопрос: «Если сети столь востребованы у пользователей, способны объединять самых разных людей, независимо от их пола, возраста и места проживания, то нельзя ли нечто подобное придумать и для бизнеса?» Сказано — сделано. На сегодняшний день существует уже несколько десятков подобных проектов, и постоянно появляются новые.

Что такое корпоративная социальная сеть

К сожалению, активному продвижению сетей в компании часто мешает консервативность руководителей, в лучшем случае считающих, что при наличии корпоративного портала социальная сеть — просто излишество. В худшем — в корпоративной социальной сети руководство видит виновника неэффективной работы подчиненных. На самом деле, как показывают исследования, 70% времени общения в них сотрудники компании посвящают обсуждению рабочих тем, а вовсе не отвлеченной болтовне[1]. Кстати, в тех организациях, где доступ к соцсетям с рабочих компьютеров полностью запрещен, люди спокойно заходят в них с личных смартфонов, так что драконовские меры отнюдь не имеют должной эффективности.

Что касается интранета, который имеется у большинства крупных компаний, то он вовсе не является аналогом корпоративной социальной сети. Под интранетом обычно понимают некий внутрикорпоративный сайт или даже несколько сайтов. Существует две технологии его построения в компании:

  • ЕСМ-системы;
  • корпоративные порталы.

То есть по сравнению с соцсетью — это более широкое понятие, объединяющее несколько разных составляющих. При этом в большинстве случаев, говоря об интранете, имеют в виду все же корпоративный портал. К сожалению, нередко такие порталы не пользуются спросом у сотрудников и в значительной степени проигрывают мессенджерам и социальным сетям. А ведь именно из-за непонимания разницы между ними у руководства и рождается недоверие к последним и нежелание вкладывать деньги в то, что дублирует уже имеющееся решение, да еще и то, от которого нет отдачи.

Чем же портал отличается от корпоративной соцсети?

Во-первых, из-за некоторых особенностей портал не располагает к свободному общению пользователей. В основном — это среда для хранения официальной информации компании, постановки задач. Психология человека устроена таким образом, что он никогда не будет свободно общаться через официальный рабочий инструмент. Это же относится и к электронной почте, и к CRM.

Во-вторых, портал нуждается в администраторе. Именно администратор наполняет его контентом, создает группы, открывает доступ пользователям к файлам. Эта особенность делает портал не слишком мобильным, лишенным возможности оперативно реагировать на интересы и потребности пользователей. Рядовой сотрудник не может поделиться собственными наработками, выслушать мнение коллег и руководства. Все это делает портал не столь востребованным внутри компании, несмотря на его несомненную пользу.

В соцсетях для бизнеса, наоборот, контент создается силами самих участников. Любой сотрудник может создать группу, например, для обсуждения проекта или идеи. У каждого имеется круглосуточный доступ к базе знаний, сформированной на основе опыта всех его коллег. Достаточно просто забить вопрос в поисковую строку или даже задать его прямо в сети. Конечно, администратор нужен и в соцсети, но скорее для ее технического обслуживания, а не для создания контента.

В-третьих, привычный интерфейс и функционал делают корпоративную соцсеть очень простой в использовании — не нужно тратить время на обучение и привыкание.

Сегодня на рынке существует ПО как отечественных разработчиков, так и крупных мировых компаний, адаптированное под российские реалии. В основном, это корпоративные порталы с функциями соцсети: «Битрикс 24», Yammer, Jive, CyberCloud, Microsoft SharePoint, Podio.

Среди чисто социальных сетей для бизнеса на рынке представлены лишь единицы. Это Facebook Workplace, DaOffice, отечественные «Пряники» и LOQUI BUSINESS.

Для чего нужны корпоративные сети компании: от абстрактного к конкретному

Так для чего же нужны корпоративные сети? Являются ли они просто модным новшеством или способны принести реальную пользу? Дальновидные руководители уже поняли, что сети в первую очередь являются инструментом для повышения лояльности сотрудников и формирования сильного HR-бренда компании. Их наличие воспринимается как часть корпоративной культуры, как свидетельство того, что руководство заинтересовано в подчиненных и стремится создать для них комфортные условия, а не относится как к винтикам, которые в любой момент можно заменить.

Если говорить о показателях экономической эффективности от внедрения корпоративной социальной сети, то оценить их можно только косвенно.

Соцсеть формирует в компании некое информационное сообщество с развитыми горизонтальными и вертикальными связями. Все работники могут взаимодействовать не только друг с другом, но и с руководством, независимо от того, где они находятся. Особенно полезны сети для крупных фирм с большим количеством филиалов в разных регионах. В сети есть полный список контактов компании, в ней можно найти нужного человека не только по имени и фамилии, но и по должности или подразделению, в котором он работает.

Кроме того, сеть становится информационной базой, к которой может при необходимости обратиться любой желающий. Сокращается время на поиск информации, оптимально выстраивается работа персонала. С помощью чатов и комментариев можно делиться мнением по различным вопросам, участвовать в обсуждениях, что немаловажно при решении сложных проблем.

Несомненную пользу приносит соцсеть и в кадровой сфере. Во-первых, с ее помощью можно обучать и информировать сотрудников о новшествах в компании. Онлайн-конференции, семинары в сети — альтернатива очным мероприятиям, на которые компании нередко тратят значительные средства. Адаптация новичков также проходит быстрее, если у компании имеется социальная сеть. На ее территории люди быстрее знакомятся, у новых сотрудников есть возможность задать интересующий вопрос любому из коллег, найти специалистов сходного профиля и наладить с ними контакт. В результате процесс адаптации проходит безболезненнее и быстрее, сокращается текучка кадров, вызванная проблемами в этой области. Как следствие — снижаются затраты на поиск персонала.

На заметку
По статистике корпоративная социальная сеть способна повысить вовлеченность сотрудников в работу на 25% и снизить количество увольнений из-за сложностей с адаптацией на 7%[2].

Работа и не только: пара слов о функционале КСС

По сути, корпоративная социальная сеть обладает всеми возможностями обычной соцсети — в этом и есть ее преимущество перед порталами. Люди уже привыкли общаться в них, и перенести это общение и в КСС им будет не сложно. К услугам пользователей — создание личной страницы, блоги, рабочие группы, сообщества, обмен файлами, создание информационных баз, подписка на новости и т.д. На некоторых из них остановимся подробнее:

  • Публикация контента. Сотрудники создают и публикуют контент самостоятельно, причем ограничений по его формату нет. Тексты, файлы, фото- и видеоматериалы — все это может быть выложено в сети.
  • Уведомления и напоминания. Чрезвычайно полезная функция. Руководство регулярно доносит до всех работников информацию о важных и актуальных событиях в компании.
  • Инструменты обсуждения — блоги, чаты, отзывы, комментарии. Писать посты в сети может каждый, и по статистике активно пишут комментарии в сетях до 30% ее участников[3].
  • Информационная лента. Создается по принципу любой ленты в соцсети и содержит последнюю информацию из жизни офиса и его филиалов.
  • Календарь. С помощью этой функции на телефон всем участникам сети приходят напоминания о планерках, совещаниях, корпоративах и других событиях. Опоздать куда-либо теперь просто невозможно.
  • Персональные RSS-потоки. При подписке на персональную ленту коллеги можно видеть всю активность в сети, включая и нерабочую. Очень полезная функция для тех, кто работает над одним проектом или просто имеет общие интересы, ведь «выловить» в ленте нужную информацию не всегда просто.
  • Личные объявления. Как показывает практика, это один из самых востребованных разделов сети. С его помощью сотрудники публикуют объявления, например, о сдаче квартиры в аренду или продаже холодильника. Эта функция нужна для того, чтобы сделать сеть максимально востребованной не только в рабочей жизни пользователей, но и в нерабочей.

В идеале корпоративная соцсеть — это эффективный инструмент для развития коммуникации внутри компании, площадка для общения сотрудников между собой и укрепления коллектива компании.

Внедрение корпоративных социальных сетей: как заставить людей поверить в начинание

Теоретически идея корпоративной социальной сети выглядит очень привлекательно, но как добиться того, чтобы он стала действительно «живой» и принесла реальную пользу? Сразу следует сказать, что без инициативы и поддержки руководства вдохнуть жизнь ни в какую идею невозможно. При этом недостаточно просто установить сеть и ждать, что она вот-вот станет тем самым заветным местом общения сотрудников. Поддержка нужна на всех этапах внедрения и функционирования сети, даже если поначалу отдача от нее будет не слишком велика.

И, конечно, существование даже самой технологически продвинутой и оснащенной миллионом полезных функций корпоративной соцсети немыслимо без активных пользователей. Их привлечение — одна из самых главных задач. В первую очередь необходимо донести до них реальную практическую пользу соцсети — быстрый поиск информации, наличие обширной базы данных, снижение уровня стресса на работе и т.д. Но можно прибегнуть еще и к маленьким хитростям, повышающим интерес к продукту со стороны пользователей.

Например, неплохие результаты дают встроенные обучающие программы, когда с помощью сети можно бесплатно изучать английский язык или какие-то темы по специальности. Еще один эффективный способ — уже упомянутый раздел личных объявлений. Сотрудники весьма активно пользуются им, попутно проявляя заинтересованность и к другим разделам сети.

Мотивировать к участию в сети можно и через систему экспертных рейтингов, когда за каждую публикацию пользователями начисляется определенное количество баллов и присваивается репутационный рейтинг. Чем больше коллег обращается к сотруднику за помощью, чем больше у него публикаций — тем выше его профессиональный статус.

Еще один способ сделать социальную сеть популярной — распространение информации о ее успешном использовании. Это не просто доказывает, что сеть работает, но и информирует пользователей о том, какие вопросы можно решить с ее помощью.

Неизбежное будущее: что ждет корпоративные сети через несколько лет

По мнению специалистов, основной толчок развитию корпоративных сосцетей способно дать не что иное, как забота о коллективе. Наиболее продвинутые руководители прекрасно понимают, что запретить соцсети на рабочем месте они не в силах. Процесс легко может стать неконтролируемым, так лучше уж позволить сотрудникам пользоваться «местной» сетью, которая не просто дает преимущества обычных соцсетей, но и повышает эффективность работы.

Еще один фактор, способствующий развитию корпоративных социальных сетей, — переход к быстрому общению. Электронная почта в основном используется для пересылки официальной информации, а общение, включая деловое, постепенно перемещается в сети и мессенджеры.

Рынок корпоративных социальных сетей активно развивается, осталось только окончательно созреть рынку потребления. Этот процесс уже начался, лидерами по использованию корпоративных сетей в России стали банки и предприятия из сферы ритейла. Специалисты считают, что в ближайшие два-три года за ними потянутся и менее решительные фирмы и еще столько же времени потребуется для самых консервативных компаний[4]. Возможно, в будущем корпоративные сети будут интегрированы с общественными, что еще больше повысит из привлекательность в глазах пользователей[5].

Корпоративный мессенджер

Корпоративный мессенджер — современный инструмент, который может помочь организовать и оптимизировать коммуникацию между сотрудниками компании.

Ознакомиться с мессенджером для бизнеса...
Управление корпоративными доступами

Управление корпоративными доступами поможет защитить данные и исключить взлома паролей.

Узнать больше...
управление доступами

Моментальные сообщения, групповая работа, ведение проектов, информирование и общение, управление доступами — все это в рамках одной системы с полным шифрованием данных.

Подробнее...
Создание каналов

Создание каналов в корпоративном мессенджере поможет упорядочить рабочую информацию.

Посмотреть весь функционал...
безопасность

Благодаря тому, что корпоративный мессенджер работает на закрытой площадке, имеющей собственный сервер, может повыситься информационная защищенность компании.

Узнать больше...

Мнение редакции

Корпоративные социальные сети помогают сотрудникам с разными характерами и интересами, должностями и статусом в иерархии стать ближе друг к другу, решая общие задачи компании и обмениваясь опытом в неформальном общении. Главная задача руководства компании, внедряющей такую соцсеть, — найти те триггерные точки мотивации, которые позволят сотрудникам ощутить полезность сети в работе и тем самым запустят процесс ее самостоятельного развития.