Лучшие приложения для бизнеса: виды и особенности
Управление компанией, будь то только встающий на ноги стартап или давно выстроенный устойчивый бизнес, требует много сил и времени. И даже самый успешный владелец бизнеса с отличными навыками тайм-менеджмента и памятью, как у суперкомпьютера, не может контролировать одновременно каждый из сотен бизнес-процессов.
На помощь приходят приложения, позволяющие планировать ход событий, коммуницировать с клиентами и коллегами, ставить перед командой определенные задачи и отслеживать их исполнение.
Классы бизнес-приложений: на любой вкус и цвет
Мало кто откажется от личного помощника, которому можно доверить организацию и контроль ответственных проектов. Спрос порождает предложение: сейчас на рынке множество приложений, предназначенных для автоматизации бизнеса. Они различаются по стоимости (от простых и бесплатных до премиальных ИТ-продуктов), интерфейсу (от лаконичного до нагруженного визуальными деталями), а также по базовой функциональности, то есть набору опций для оптимизации бизнес-задач.
По принципу функциональности полезные приложения для бизнеса можно условно разделить на:
- Сервисы для постановки и контроля задач, или планировщики. Самыми популярными примерами бизнес-приложений такого рода являются «Битрикс24» (позволяет планировать рабочий день, отдельные проекты и цепочки событий), Trello (онлайн-доска, на которой размещаются параллельно десятки задач и процессов), Basecamp (онлайн-механизм, сочетающий функцию управления проектами и платформу для общения участников рабочей группы), Asana (настраиваемая система ИТ-инструментов для бизнеса). Для упрощения жизни пользователей и возможности совмещения работы над проектами, письмами, фотографиями и всевозможными документами предназначен и сервис поискового гиганта — планер Google Tasks. Сюда же можно отнести Wrike, Todoist, Hootsuites, Redmine, Teambox, Jira и другие популярные сервисы для планирования. Каждый из сервисов имеет свои особенности, поэтому некоторые проект-менеджеры предпочитают использовать сразу несколько приложений — для разных задач и аудиторий (сотрудников и клиентов).
- Сервисы удаленного доступа. Это настоящее спасение для тех, кто хранит все самое важное на рабочем компьютере, но часто работает вне офиса, например из-за командировок. Одним из самых известных приложений подобного типа является TeamViewer. Среди приложений, обеспечивающих связь между определенным компьютером и пользователем, находящемся от него на значительном удалении (возможно, даже на другом континенте), положительную репутацию заслужили также Ammyy Admin, AnyDesk, AeroAdmin, продукт от браузера Chrome — Chrome Remote Desktop.
- Сервисы заметок и напоминаний об актуальной информации. Это достойная ИТ-альтернатива стикерам на экране компьютера и пробковым доскам с кнопками. С помощью таких программ можно вести мини-дневники и списки дел, делать закладки из публикаций в интернете, сохранять и оперативно просматривать информацию. Самые популярные сервисы заметок — Google Keep, Evernote, Microsoft OneNote, Simplenote, Nimbus Note.
- Сервисы для коммуникации. Деловое общение — неотъемлемая и, можно сказать, основная часть бизнеса. Большое значение здесь играет оперативность. На помощь приходят мессенджеры, обеспечивающие возможность мгновенного обмена сообщениями, с функциями онлайн-конференций, аудио- и/или видеозвонков, поддерживающие передачу файлов разных форматов. К коммуникационным приложениям относятся Skype, Cisco Jabber, Slack, HipChat, MobileDay, Facebook Messenger, WhatsApp.
- Профильные сервисы, консультативные или информационные приложения для бизнеса. Эти «помощники» разработаны под нужды определенных профессий. К данной группе относятся: приложение для отслеживания курса валют и акций компаний MyStocks, справочная правовая система «Консультант Плюс», «Удаленный бухгалтер», «Калькулятор НДС». Основные пользователи профильных сервисов — юристы, бухгалтеры, менеджеры по продажам.
Таким образом, решение многих рабочих задач можно упростить с помощью приложений для бизнеса. Их ассортимент на современном рынке действительно впечатляет. Стоит отметить, что некоторые из перечисленных разработок функционируют лишь на лэптопах и десктопах, но большинство приложений адаптированы и под мобильные устройства.
Топ-9, -10, -25 бизнес-приложений для Android и iOS
Выбрать мобильное приложение для бизнеса, которое будет оптимальным для конкретной компании, можно опытным путем. Другой вариант — изучить отзывы и рейтинги экспертов, которые регулярно тестируют и сравнивают подобные продукты. Интернет пестрит «топами» бизнес-приложений для Android и iOS.
Но важно понимать, что такие обзоры не всегда составляют профессионалы. Рейтинги могут быть предвзятыми или просто поверхностными, когда плюсы малозначительных опций выдвигаются на первый план, а, например, вопросы безопасности софта абсолютно игнорируются. Некоторые «топы» составляются на основе опросов клиентов, что, с одной стороны, предполагает объективность, но с другой — оставляет за кадром репрезентативность выборки, то есть мнение опрошенных может и не совпадать с позицией общей массы пользователей.
Вот подборка нескольких «топов» — повод задуматься.
Так, интернет-медиа о розничной торговле, интернет-коммерции и маркетинге New Retail в своем топе «Десять лучших приложений для эффективной работы по версии предпринимателей»[1] предлагает «винегрет» из планировщиков, приложений для коммуникации, облачных хранилищ и так далее. Насколько объективно ставить такие продукты в один ряд, судите сами.
Бизнес-журнал «Жажда» также создал «Топ-10 мобильных приложений для предпринимателя»[2], совпадающий с топ-10 от New Retail лишь в одной позиции, в которой речь идет об удобстве общения через Skype.
Женский взгляд на бизнес-приложения для iPhone предлагает сообщество WoMo. Топ-25 лучших[3] бесплатных «яблочных» приложений включает по пять продуктов для планирования, для организации встреч, ведения заметок, постинга и релакса (например, прослушивания музыки). При этом женское сообщество незаслуженно обделило вниманием сервисы коммуникации: видимо, бизнес-мамы предпочитают выкраивать время для общения вживую или по телефону.
В то же время, по версии AndroidInsider.ru (сайта новостей из мира Android), в топ-9 лучших бизнес-приложений для «Андроид» входят два сервиса для коммуникации, два «облака», два планировщика, сервис удаленного доступа, приложение для заметок и информер курса акций компаний.
Совершенно другой набор приложений для Android предлагает Artjoker[4], у которого с Google Drive и Basecamp соседствуют мобильный pdf-сканер, календарь-планировщик и сервис электронной подписи.
Порой подобные десятки и двадцатки «лучших» приложений составлены так нелогично и однобоко, что кажется, будто автор рейтинга просто переписал названия сервисов, иконки которых находятся на его смартфоне.
Евгений Розин, ведущий бизнес-аналитик канадской компании Artezio, специализирующейся на разработке ПО, высказал такое мнение: «Выбор мессенджеров обычно привязан к конкретным решениям. Например, HipChat отлично подходит для пользователей Jira, Skype — для тех, кто работает с Microsoft Office, Hangouts — для пользователей корпоративного Gmail. В отдельных странах тот или иной топ-10 мессенджеров для бизнеса и вовсе может оказаться неактуальным: все зависит от политики импортозамещения и стандартов информационной безопасности. Например, отдельные крупные российские компании ведут разработку собственных коммуникационных приложений, чтобы минимизировать риски использования продуктов иностранных компаний». Таким образом, ориентироваться на топы не всегда разумно.