Контроль транспорта: ГЛОНАСС и GPS-навигация на защите вашего кошелька
Компаниям, работающим в сферах грузовых и пассажирских перевозок, автострахования, безопасности, коммунальных услуг, постоянно приходится решать вопросы контроля за автопарком. Информация о маршрутах и простоях, расходе топлива, скорости движения — все эти данные сейчас можно получить в режиме реального времени благодаря системам спутниковой навигации.
Несмотря на привлечение космических технологий, сервис контроля транспорта сейчас доступен любому бизнесу. При этом он помогает сэкономить немало ресурсов.
Что дает система контроля транспорта?
Современные системы мониторинга транспорта позволяют увидеть на компьютере или мобильном устройстве маршруты движения с отметками мест и времени простоев, изменение скорости движения по ходу следования, объем потребляемого транспортным средством топлива. При несанкционированном вскрытии грузового отделения автомобиля владельцу автопарка отправляется тревожное оповещение.
Использование облачных технологий позволяет получать данные системы контроля транспорта из любой точки мира с любых устройств, подключенных к интернету. В системе могут находиться несколько пользователей одновременно, например, руководитель компании, руководитель транспортного подразделения и диспетчер.
В результате будут сильно осложнены, а в большинстве случаев — вовсе исключены полностью нецелевое использование автомобиля или его угон, слив топлива, незапланированные длительные перерывы в работе, вскрытие грузового отделения автомобиля. Все это может уменьшить топливные расходы и сократить простои транспорта примерно на 20–30%.
Таким образом, с использованием системы контроля транспорта ваша компания не только сможет снизить расходы на автопарк, но и повысить качество обслуживания клиентов.
Технологии ГЛОНАСС и GPS в деле контроля транспорта
Система спутникового мониторинга в общем случае состоит из трех составляющих: космической, управляющей и пользовательской. В двух словах ее работу можно описать так: спутники, управляемые из наземного центра, транслируют радиосигналы из космоса, которые используются наземными приемниками (контроллерами, трекерами, «маячками») для вычисления своих координат в режиме реального времени.
Мировым монополистом в системах глобального позиционирования до недавнего времени являлась американская система навигации GPS (Global Positioning System). Идея ее создания возникла еще в 50-е годы ХХ века, разработкой и внедрением занималось Министерство обороны США. Первый запуск состоялся в 1978 году. Сейчас пользоваться этой системой может любой человек, имеющий GPS-навигатор как отдельное устройство или в составе какого-либо гаджета (например, смартфона).
В октябре 1982 года состоялся первый запуск ГЛОНАСС (ГЛОбальной НАвигационной Спутниковой Системы). Конкурировать с GPS она начала с 2000 года и сейчас системы используются на равных, так как у каждой есть свои преимущества и недостатки.
Первым российским городом, где системой спутникового слежения был оснащен в массовом порядке общественный транспорт, стал Сочи. Это было сделано в связи с зимней Олимпиадой, для повышения безопасности пассажиров. С 2012 года подключение к системе мониторинга транспорта является в России условием получения лицензии на пассажирские перевозки.
Чем же различаются ГЛОНАСС и GPS? Прежде всего, методами использования радиочастот. ГЛОНАСС работает по «выделенной линии» FDMA. Этот метод лучше защищен от помех, но является более дорогим. Метод GPS — кодированный множественный доступ CDMA, он защищен меньше, но и требует меньше ресурсов. ГЛОНАСС не нуждается в синхронизации с вращением Земли в отличие от GPS. Американские спутники размещены на более низких орбитах, за счет этого дают менее точные результаты в северных широтах — они просто «не видят» некоторые участки на полюсах. Правда, точность позиционирования объектов в целом у ГЛОНАСС пока ниже, чем у GPS: погрешность в определении координат составляет 3–6 метров у нашей системы против 2–4 метров у американской. Однако эта разница имеет большое значение при решении задач геодезии и картографии, для наблюдения за транспортом она, как правило, некритична. Кроме того, система компенсируется за счет увеличения количества спутников, и к 2020 году ГЛОНАСС собирается уменьшить погрешность измерений до 10 см. Этого уже должно быть достаточно и для геодезии.
Любая радионавигационная система подвержена воздействию помех. Транспортные средства в подвалах, тоннелях, в глубине железобетонных зданий могут «потеряться». Также уровень сигнала от спутника может снизиться из-за высокой облачности, помех от наземных радиоисточников, магнитных бурь. Автоугонщики могут использовать специальные «глушилки» сигнала. Однако это методы злоумышленников высокого класса. Основную массу угонщиков останавливает сам факт наличия системы мониторинга транспорта.
Российским пользователям нет необходимости выбирать между системами ГЛОНАСС и GPS для контроля транспорта, так как на рынке представлены устройства отечественных производителей («Автофон», X-Keeper Invis DUOS), принимающие сигналы обеих систем одновременно. Именно их можно рекомендовать для мониторинга транспорта. Использование обеих глобальных систем навигации повышает точность обнаружения объекта и позволяет подстраховать пользователя в условиях, когда сигналы от одних спутников не проходят — другие точно пройдут.
Как работает сервис спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS?
Если вы решили подключиться к такому сервису, вам потребуется по одному трекеру (контроллеру) на каждое транспортное средство. Иногда их устанавливают два или три: злоумышленники обычно находят один, избавляются от него и на этом успокаиваются. В обиходе контроллер также называют «маячком».
«Маячок» размещают на транспортном средстве, активизируют, настраивают, после чего он устанавливает связь со спутником, получает данные о своих координатах и передает их в центр мониторинга на сервер, где они обрабатываются, анализируются и хранятся. При необходимости к информации можно получить доступ с любого гаджета, подключенного к интернету. Это делается через личный кабинет клиента на сайте компании, предоставляющей сервис.
Системы контроля транспорта первого поколения появились еще до распространения интернета, поэтому данные с контроллера приходилось скачивать на сервер уже после прохождения маршрута и возвращения автомобиля на базу. Если автомобиль на базу не возвращался (например, в результате угона), «найти концы» было невозможно. В системах пятого поколения не только решена эта проблема, но и программное обеспечение может использоваться как услуга, без размещения сервера на территории клиента.
Контроллеры могут подключаться к бортовой электропроводке автомобиля или быть автономными, на батареях. Заряда обычных «пальчиковых» батарей обычно хватает на два года. Сами контроллеры представляют собой маленькие легкие коробочки, некоторые модели — размером со спичечный коробок. Их можно приклеить внутри автомобиля на двусторонний скотч. Важно, чтобы они не перегревались и не были закрыты металлическими деталями. Обычно маячок размещают рядом с лобовым стеклом, чтобы ему было удобнее «видеть» спутник.
Если в рамках сервиса наряду с контроллером заказать установку и подключение дополнительных датчиков (движения, скорости, топлива, работы механизмов), вы получите охранный комплекс, обеспечивающий полный контроль состояния автомобиля. Все данные можно будет получать через личный кабинет или посредством SMS-сообщений. Обычно задействуют оба канала связи, это повышает надежность работы. Для обмена SMS-сообщениями с пользователем в контроллере используется обыкновенная SIM-карта.
Алгоритм подключения к сервису спутниковой навигации предельно прост:
- Приобретите контроллеры: минимум — по количеству транспортных средств. В зависимости от ваших задач может потребоваться по 2–3 на каждое (воспользуйтесь услугами консультанта).
- Внесите абонентскую плату за пользование системой, авторизуйтесь в личном кабинете на сайте компании, предоставляющей сервис.
- В каждый контроллер вставьте SIM-карту и подключите источник питания.
- На номер каждой SIM-карты отправьте SMS-сообщение, в котором будет указан пароль доступа и номер телефона владельца контроллера. Это необходимо для установки обратной связи. Можно это сделать с мобильного телефона или через личный кабинет.
- Настройте дату, время, режим оповещений каждого контроллера.
- Выберите формат, в котором будут приходить вам данные с каждого контроллера (текстовое сообщение, ссылка на карту местности).
Самостоятельная установка и настройка системы, хотя и возможны, при наличии даже нескольких автомобилей отнимают слишком много времени и могут быть произведены с ошибками. Поэтому лучше всего заказать эту услугу там же, где вы приобретаете контроллеры.
Обычно мы даже не задумываемся о присутствии спутниковых технологий в нашей жизни. Между тем использование ГЛОНАСС и GPS способно сберечь деньги, время, имущество компаний, а порой и спасти жизни людей. «Тотальный контроль из космоса» в современных условиях — не зловещая фантастика, а осознанная необходимость.