Контролируемые иностранные компании: налогообложение и перевод активов

В нашей стране активно ведется борьба с зарубежными компаниями, которые используются российскими гражданами лишь для того, чтобы не платить налоги на родине. Пристальное внимание ФНС обращено к любым зарубежным фирмам и структурам, отношение к которым имеют налогообязанные РФ. И по закону в связи с участием в контролируемых иностранных компаниях — КИК — у российских физлиц и юрлиц есть целый ряд обязанностей перед госорганами России. С требованиями НК РФ, которые касаются контролирующих лиц КИК, и разберемся в статье.

Какие обязанности у контролирующих лиц КИК

Контролируемой иностранной компанией признается организация-нерезидент РФ или зарубежная структура без образования юрлица, если в качестве их контролирующего лица выступает налогообязанный РФ. Причем контролирующими могут быть как юридические, так и физические лица, а считаются они такими, если принимают участие в установленных долях в компаниях, учреждают иностранную структуру или контролируют ее.

И когда дело касается КИК, помнить необходимо о двух обязанностях: ни в коем случае не забывать ставить в известность ФНС и правильно рассчитывать прибыль, которая облагается налогом. При этом совершенно не важно, является КИК организацией или структурой, — подавать в ФНС уведомление об участии в иностранной организации нужно обязательно. Информировать инспекцию нужно, если:

  • доля собственника в иностранной компании больше 25%;
  • доля участия в иностранной компании всех членов семьи вместе взятых более 10%, а доля вообще всех собственников, являющихся налоговыми резидентами РФ, превышает 50%.
  • контролирующее лицо способно, даже не имея необходимой доли в иностранной организации, влиять на решения, связанные с распределением прибыли компании после уплаты всех налогов.

Впрочем, оповещать инспекцию нужно не только о самом факте принадлежности к КИК, но и в некоторых прочих случаях, например при изменении доли или прекращении участия. Вот что нужно об этом знать:

  • налогоплательщик, чья доля в организации до изменения составляла не менее 10%, обязан сообщить об этом в ФНС в трехмесячный срок;
  • отправлять оповещение в ФНС требуется каждый раз, когда изменяются доли участия, и использовать при этом форму и порядок, утвержденные в Минфин РФ;
  • необходимо направлять в ФНС данные об изменениях, которые считаются таковыми по так называемому Закону о контролируемых иностранных компаниях — Федеральному закону от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»[1]. Сделать это нужно не позднее трех месяцев с даты возникновения данных корректировок;
  • ставить ФНС в известность о переменах, связанных с переводом международной компании в специальные административные районы (о них мы еще поговорим ниже), следует не позднее 15 рабочих дней с того момента, как эти изменения произошли.

О сроках стоит поговорить отдельно — как известно, у ФНС, как и у большинства госорганов, с этим вопросом все довольно строго. Если речь идет об участии в доле иностранной организации, при регистрации которой не создавалось юрлицо (то есть структуры), то на отправку первого единовременного уведомления отводится три месяца. Об образовании новой международной организации сообщить необходимо в более короткий срок — на это дается месяц. Если же физлицо сменило резидентность в течение календарного года, то оповестить об этом нужно до 1 марта года, следующего за годом признания лица резидентом РФ. Что важно, известить ФНС придется и в случае прекращения участия в иностранных организациях — и снова у участника есть три месяца, отсчет которых начинается с момента ликвидации КИК.

Одна из самых распространенных ошибок, которую совершают многие лица, имеющие отношение к КИК, — однократное уведомление о зарубежной компании. Другими словами, лицо связалось с КИК, поставило после этого в известность налоговиков и более никаких бумаг в инспекцию не посылало. По закону уведомлять ФНС о КИК требуется ежегодно, даже если за это время ничего не изменилось. Делать это, независимо от суммы дохода, полученного КИК в качестве прибыли, необходимо до 20 марта года, идущего за отчетным периодом, по которому контролирующее лицо признало доход. Даже если контролируемые иностранные компании несут серьезные убытки, уведомление в инспекцию должно быть подано точно в установленный в законе о КИК срок.

Налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний

Действительно, в России налогообложение распространяется и на нераспределенную прибыль КИК, при этом рассчитывается она по каждой зарубежной компании отдельно, если, например, их несколько[2].

Прибыль в целом включается в налоговую базу контролирующего лица пропорционально доле его участия в КИК[3]. И при этом ставка может быть 13% для физлица или 20% — для юрлица. Разумеется, данное контролирующее лицо в любом случае должно быть налоговым резидентом РФ.

Устанавливается доля контролирующего лица на дату решения о распределении суммы прибыли контролируемой иностранной компании, которое было принято в году, следующем за отчетным периодом. Если же такого решения вовсе не было, то датой учета будет считаться 31 декабря следующего календарного года.

Это далеко не все нюансы данного вопроса. Так, из прибыли КИК, которая облагается налогом в России, вычитаются дивиденды. Речь идет о дивидендах, выплаченных компании в течение календарного года, следующего за годом, за который по личному закону КИК формируется финансовая отчетность. Промежуточные дивиденды, подлежавшие уплате в этом календарном году, также берутся во внимание при исчислении. А если КИК является иностранной структурой, то прибыль, облагаемая налогом, становится меньше — ровно на величину распределенной прибыли. Иначе говоря, дивиденды, которые получила иностранная компания, и распределенная прибыль зарубежной структуры налогами в РФ не облагаются.

В законе есть информация и о конкретной дате получения дохода в виде прибыли КИК. Считается, что это все то же 31 декабря года, следующего за периодом, на который попадает дата окончания финансового года иностранной компании.

Размер налога на прибыль организации снижается на величину налога, который устанавливается на эту же прибыль, согласно нормативным актам РФ или другой страны. Здесь роль играет и доля участия в КИК самого контролирующего лица. Также на снижение размера налога влияет сумма налога, начисленного на прибыль постоянного представительства иностранной компании в России.

Немаловажный момент: если КИК получила доходы, участвуя в контролируемой сделке, по которой выполнена проверка полноты рассчитанной и уплаченной суммы налога, и цена данной сделки при этом была изменена для доначисления налога, то эти доходы будут выявляться с учетом описанной корректировки.

Кроме всего прочего, прибылью иностранной компании не считаются доходы и расходы КИК от проведенных сделок по покупке или реализации ценных бумаг или имущественных прав, если стоимость приобретения определили законным путем на основании документов учета и она не превысила актуальную на тот момент рыночную цену.

Кстати, и при ликвидации КИК ее контролирующее лицо, рассчитывая прибыль, за которую придется заплатить налог, может воспользоваться некоторыми льготами[4].

Вообще прибыль необходимо рассчитывать через отчетность КИК. Отчетность контролируемых иностранных компаний — это неконсолидированная финансовая отчетность организации, сформированная на основании личного закона КИК или, если его нет, по международным стандартам. Этот метод актуален, если выполняется одно из условий. Во-первых, такое возможно, если государство, резидентом которого является контролируемая организация, заключило с РФ договор о недопущении двойного налогообложения, а также если оно поддерживает обмен информацией с Россией. Во-вторых, аудиторское заключение либо заключение по международным стандартам аудита в таком случае должно быть положительным.

Величину прибыли необходимо пересчитать в рубли в соответствии с курсом иностранной валюты к российскому рублю, установленным ЦБ РФ на момент, когда составлялась финансовая отчетность. Сумму прибыли или убытка нужно подтвердить документально.

Второй способ расчета прибыли КИК — по требованиям НК РФ, а точнее, главы 25 «Налог на прибыль организаций»[5]. Налогоплательщики прибегают к расчету прибыли по НК РФ, если условия для ее определения через отчетность не были исполнены.

Размер указанной прибыли КИК нужно доказать, для этого предъявляются документы, с помощью которых можно проверить расчеты, — например выписки со счетов. Сумма указывается в валюте государства, резидентом которого является зарубежная организация или структура. При пересчете в рубли ориентироваться, опять-таки, следует на курс Центробанка РФ.

В соответствии с нормами главы 25 НК РФ лицо может перенести убыток компании на последующие налоговые периоды, направив в налоговую оповещение об этом. Контролирующее лицо утрачивает такое право, если теряет свою должность в компании.

При каких условиях прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения

Безусловно, налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании производится в рамках действующего законодательства. И, согласно ему, некоторые типы КИК при определенных условиях могут освобождаться от налогов. В первую очередь речь идет о КИК финансово-страхового сектора. Их и рассмотрим сначала.

Налоги не нужно платить страховым компаниям или банкам, работающим по личным законам и имеющим лицензию на осуществление своего вида деятельности. Важно, чтобы эта организация являлась налоговым резидентом государства, у которого есть договор с Россией, исключающий двойное налогообложение и обеспечивающий обмен информацией с РФ.

Кстати, это правило действует и на остальные КИК в целом: если иностранная компания зарегистрирована в стране, с которой у РФ заключен обозначенный выше международный договор, то такой КИК платить налоги не нужно. Впрочем, если речь идет о государствах, не осуществляющих с Россией обмен информацией, то о налоговом послаблении придется забыть.

Кроме того, освобождение распространяется на эмитенты — компании, выпускающие облигации, находящиеся в обороте, в том числе на иностранных биржах. Также о налогах могут забыть иностранные компании, которым права и обязанности по таким облигациям передали путем уступки. Во втором случае для освобождения от налогов, необходимо, чтобы:

  • данная КИК была зарегистрирована в стране, с которой у РФ есть соглашение о налогообложении;
  • правомерность размещения обращающихся облигаций была подтверждена;
  • сами облигации прошли процедуру листинга, были допущены к обращению на иностранных фондовых биржах (либо чтобы учет прав на них осуществляли зарубежные депозитарно-клиринговые компании);
  • не менее 90% от суммы расходов организации в период составления финансовой отчетности приходилось на процентные расходы по обращающимся облигациям.

Кроме того, избавление от налогов ждет КИК, которая:

  • представляет собой некоммерческое предприятие, не распределяющее прибыль между акционерами;
  • зарегистрирована в стране, входящей в ЕАЭС, и располагается там же на постоянной основе, то есть является налоговым резидентом Армении, Киргизии, Белоруссии или Казахстана.

Также свободу от налогов могут получить активные иностранные компании (чья доля пассивных доходов — дивидендов, процентов, прибыли от реализации акций и так далее — за год не превышает 20% от общего размера доходов). Актуально это послабление и для активных иностранных холдинговых компаний. К ним относятся организации, удовлетворяющие сразу всем следующим условиям:

  • юрисдикция, в которую входит эта компания, не включена в черный список Минфина РФ, а самой организацией не менее чем на 75% на протяжении минимум года владеет юрлицо из России;
  • у компании нет доходов либо их доля от пассивных источников (исключение составляют дивиденды от активных иностранных и активных иностранных субхолдинговых компаний) не превышает 5%;
  • доля прямого участия холдинговой фирмы в капитале упомянутой выше активной иностранной компании (или нескольких) в течение хотя бы года — более 50%.

К слову, активные иностранные субхолдинговые компании тоже освобождаются от уплаты налогов, если соответствуют одновременно всем описанным критериям. А еще избавление от налогового бремени распространяется на компании, считающиеся операторами новых месторождений углеводородного сырья или акционерами такого оператора.

Свободу от налогов КИК может получить независимо от наличия у нее перечисленных выше характеристик. Для этого должны быть соблюдены определенные условия:

  • организация участвует в проектах по добыче полезных ископаемых на условиях риска;
  • данная КИК является участником договоров о разделе продукции или соглашений — лицензионных или концессионных;
  • вышеназванные соглашения заключены с иностранным государством, его правительством или представителем с такими полномочиями либо работы в проекте проводятся на основании лицензии или разрешения на использование разрабатываемого участка;
  • доля доходов за финансовый период от участия в таких договорах превышает 90% от совокупного дохода компании или доходы КИК равны нулю.

Выяснить, что у КИК есть условия, позволяющие ей избежать налогообложения, можно двумя способами — через исчисление ставок налогообложения или путем расчета порогового уровня прибыли. При этом, прибегая к первому пути определения возможности для КИК освободиться от налогов, исходят из уровней эффективной ставки налогообложения (ЭСН) и средневзвешенной налоговой ставки (СНС). А что касается освобождения от налогов по размеру прибыли КИК, то ее пороговый уровень определен в статье 309.1 НК РФ (речь идет о 10 млн рублей или меньше за налоговый период).

Стоит понимать, что неважно, на каких основаниях КИК хочет воспользоваться возможностью законным способом «уклониться» от налогов, — подтвердить это основание в любом случае придется документально. Причем достаточно подтверждения от одного из контролирующих лиц, а другие могут ссылаться на него в уведомлении о КИК. Чтобы воспользоваться этим правом, следует заранее сообщить в ФНС об организации, которая уже представила необходимые документы, направив эти сведения в оповещении о КИК. Что примечательно, какого-то конкретного перечня «правильных» документов для подтверждения нет. Для каждого основания — свое доказательство.

Наказание за неполную уплату или неуплату налога предусмотрено — 20% от размера недоимки, но не менее 100 000 рублей[6]. Впрочем, освободиться от ответственности вполне реально. Для этого необходимо доказать, что контролирующее лицо не могло знать о том, что на данный момент доля участия всех налоговых резидентов РФ в КИК достигла 50%.

Иногда ежегодное уведомление о КИК становится обременительным процессом. Ведь законодательство в странах, где ведется бизнес, постоянно ужесточается. И зачастую продолжать деятельность КИК нецелесообразно. В таких случаях можно «вернуться домой» — перевести активы компании в Россию. Но реально ли сделать это безболезненно для контролирующих фирму лиц и для нее самой?

Как можно ликвидировать КИК и перевести активы в Россию

29 февраля 2020 года закончился третий этап амнистии капиталов, определенный Федеральным законом от 29 мая 2019 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Что же вообще такое амнистия капиталов? Ее суть заключается в том, что физлица вправе добровольно задекларировать свое имущество, активы, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании (КИК) — взамен они освобождаются от ответственности за уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, за неисполнение законодательства о валютном регулировании и контроле. Кроме того, средства КИК придется репатриировать, а подконтрольные иностранные компании — редомицилировать. В любом случае это означает перевод в Россию, причем при редомициляции компанию нужно зарегистрировать именно в специальных административных районах (САР) на территориях Калининградской области и Приморского края.

Несмотря на очевидные преимущества данной программы, такая операция имеет и подводные камни:

  1. Сроки. Редомициляция — процесс, мягко говоря, небыстрый. К тому же получить правовую поддержку по этому вопросу довольно сложно. Следовательно, оформление амнистии может затянуться.
  2. Перечень подходящих стран. По условиям программы можно редомицилировать только организацию, зарегистрированную на территории страны — члена ФАТФ или МАНИВЭЛ. То есть, например, фирмы, расположенные в Панаме или на Сейшельских островах, перевести в РФ таким путем не получится.
  3. Дополнительные требования. Чтобы выполнить условия амнистии, недостаточно ликвидировать КИК и перевести активы в РФ. После завершения этих процедур требуется соблюдать требования, касающиеся инвестиций: минимум на шесть месяцев их первоначальный размер должен составлять 50 млн рублей. Кроме того, потребуется и фактический офис на территории САР.

Налогообложение КИК — это непростая тема, требующая глубокого изучения. Даже незначительная на первый взгляд погрешность в расчете суммы прибыли, налога на контролируемые иностранные компании либо ошибка при заполнении заявлений или оформлении подтверждающих документов может привести к серьезным финансовым потерям для организации. Не менее важно, чтобы и сами процедуры, связанные с исчислением налогов КИК, были проведены по всем правилам. Любые проволочки с документами могут стать причиной недопустимых заминок в работе с партнерами и контрагентами. Так или иначе, начинать стоит с консультации специалиста в сфере налогового права, который поможет последовательно выстроить действия и получить желаемый результат.

Мнение редакции

Срок подачи уведомления об участии в КИК не будет считаться нарушенным, если отправить уведомление вместе со специальной декларацией.