Без УЗИ и анализа крови. Как в индейских племенах лечат болезни

Шаманы и дамы. © / Фото из личного архива Юлии Грабарь.

Продолжение. Начало
в «АиФ. Без границ» № 9
от 2 марта 2016 г.

   
   

«Иногда кажется, что такой тоски и отчаяния тебе больше не вынести, нет ощущения времени, и становится даже страшно от того, что всё это может длиться бесконечно. Нет и твоего тела: ты движешься где-то в пространстве, но в виде аморф­ной субстанции... Чувство не из приятных. С ним очень трудно примириться, но в какой-то момент шаман, который контро­лирует церемонию, начинает петь. Его голос ведёт тебя, причём сначала ты слышишь голос, а потом видишь его как светлую дорожку. И твоя задача - выйти к свету...»

Такие впечатления из джунг­лей Амазонки вынесла Юлия Грабарь, профессиональная путешественница, ведущая авторской программы «Путешественник» на телеканале ВОТ («Ваше общественное телевидение» в Санкт-Петербурге), координатор этно­графической экспедиции при поддержке Русского географического общества (научный руководитель экспедиции - антрополог и этнограф, член Комиссии по изучению стран Латинской Америки РГО Павел Берснев), целью которой является изучение наследия индейских шаманов в племенах, проживающих на берегах Амазонки в Перу.

Недавно она побывала в этом удалённом от мест массового туризма регионе Южной Америки, стала очевидцем древних церемоний, а затем поделилась ощущениями с «АиФ».

- На Амазонке темнеет рано - в 5 вечера солнце уже садится, и ты погружаешься в мир ночной сельвы. По деревне особенно не погуляешь: тьма стоит непроглядная, все сидят со свечами и фонариками под москитной сеткой. А шаманские церемонии, куда мы были приглашены, начинались часов в 9.

Вечера в их ожидании мы проводили на малоке - большой террасе между двумя хижинами, рассчитанной человек на 15, с пальмовой крышей на высоких столбах. Ветерок продувал её со всех сторон. Туда приносили матрасы, спальники, и можно было полежать, рассматривая незнакомые созвездия Южного полушария...

Шаман дон Хильберто. Фото: Павел Берснев

Как правило, люди едут к амазонским шаманам не просто за экзотикой и впечатлениями, а с конкретным запросом: у кого проблемы со здоровьем, у кого - в личной жизни или с бизнесом. Наш шаман по имени дон Хильберто хитро улыбается: по его словам, в последнее время сюда стали приезжать всё больше женщин из Старого и Нового Света с запросами по поводу личной жизни. То есть, чтобы наколдовать себе мужчину, необязательно ходить в клубы для тех, кому за 30, а можно взять и отправиться на Амазонку. «Это самое простое задание из шаманских практик, - посмеивается дон Хильберто. - Даже и не работа вовсе…»

   
   

Батарейка для шамана

Случается, что на шаманской церемонии присутствуют сразу несколько шаманов-курандерос - то ли в знак особого уважения к нам, то ли потому, что шаманам нужна регулярная тренировка навыков и они просто пользуются удобным случаем. Одного из шаманов 89 лет привозили правнуки, заботливо поддерживая старика под руки. Но, когда церемония начиналась, внутри шаманского патриарха будто бы включалась свежая батарейка: он бодро входил в процесс и молодел прямо на глазах.

Курандерос любят повторять, что их церемонии по­зволяют погрузиться в те миры, где мы не бываем в обычной жизни. Оказалось, что это не шутка и не плод больного воображения. Может показаться, что люди, склонные к этому, попадают под гипнотическое воздействие шамана, им кажется, что они куда-то «ушли». Но когда ты сам глубокой ночью оказываешься на матрасе в хижине курандерос, слишишь его горловое пение и действительно переносишься в иной мир, мысли и чувства уже совсем другие...

На шаманской церемонии вас переносят в иные миры. Фото Павла Берснева

Иногда во время подобного погружения тебе кажется, что такой тоски и отчаяния, которые вдруг начинаешь испытывать, тебе больше не вынести, - нет ощущения времени, и даже становится страшно от того, что всё это может длиться бесконечно. Нет и твоего тела: ты движешься где-то в пространстве, но в виде какой-то аморфной субстанции. Чувство не из приятных. С ним очень трудно примириться, но в какой-то момент шаман, который контролирует церемонию, начинает петь. Песня ведёт тебя: сначала ты слышишь голос, а потом видишь его как светлую дорожку. Ты цепляешься за этот голос, как за хвостик, и разными переходами в лабиринте своего сознания, в которых ты блуждал, начинаешь выходить наверх, к свету.

Этот катарсис не сравнить ни с чем - с земными ощущениями любви, радости, счастья, оргазма. Какое-то абсолютно иное измерение, после которого наступает спокойствие, чувство, что ты дома...

И что удивительно - полуграмотный перуанский служитель культа, который видел меня впервые в жизни, достаточно точно назвал мои диагнозы, которые официальная медицина в России поставила благодаря УЗИ, анализам крови и прочим исследованиям...

Курандерос говорят, что а­яуаска - лекарство, которое очищает человека чуть ли не на клеточном уровне. И, кстати говоря, тем же шаманским методом лечат онкологию и наркотическую зависимость в одном из государ­ственных медицинских центров в Перу.

Умение удивляться

В последний день нашего пребывания в шипибо-конибо я в шутку спросила у дона Хильберто: «Как вы умудряетесь сохранить столько энергии в своём возрасте? Вы ж с нами на церемонии каждую ночь, но и днём тоже постоянно чем-то заняты!» Он ответил: «Я потому и сохраняю энергию, что всё время работаю, а во-вторых, потому что всё время чему-то удивляюсь...»

А на прощание сказал, покачав головой: «Какие вы всё-таки интересные, белые люди! Вы несёте с собой тяжёлый рюкзак своих неприятностей, нереализованных желаний и тревожных мыслей и с каждым годом складываете в него всё больше и больше этого добра. И вам кажется, что всё оно зачем-то очень нужно… А если бы вы однажды решились и выбросили этот рюкзак, то узнали бы, насколько можно жить легче!»

«АиФ» без границ № 10 2016 г.

Смотрите также: