Египет под парусом: доплывёт ли фелука до середины Нила?

   
   

Этот непознанный для многих отдыхающих мир, живущий по своим законам, изучал Александр ИНГИЛЕВИЧ, действительный член Русского географического общества, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного клуба «Архео». Вместе с членами клуба он прошёл под парусом от Асуана вверх по течению Нила и познакомился с повседневным бытом жителей деревень Нубии - южной провинции Египта. А потом рассказал об этом «АиФ».

Трансегипетский поезд

Из Каира мы отправляемся на юг Египта - в Асуан. Этот город на северной границе Нубии включён в некоторые туристические маршруты, однако российских туристов я там не видел. Разве что кто-то отправится в круиз по Нилу - от Асуана до Луксора ходят местные «пятизвёздочные» пароходы. Однако и таких желающих немного: огромное количество достопримечательностей в нубийском течении Нила находится в таких местах, куда можно добраться только на лодке-фелуке.

От египетской столицы до Асуана около тысячи километров. Лучше всего преодолеть это расстояние на поезде. Он отправляется в 10 утра и идёт вдоль берега Нила. По египетским понятиям, это вполне комфортабельный транспорт с вагонами трёх классов. Иностранцев обычно сажают в отдель­ный, как правило, полупустой вагон. Кондиционеры там работают на полную мощность - для хороших людей холода не жалко. Поэтому в пути при жаре «за бортом» +40˚...+50˚ приходится кутаться в куртки и пледы. В салоне по-египетски чистенько, удобные кресла, местами прожжённые сигаретами. Билет лучше приобрести в самом Каире - тогда место в вагоне будет гарантировано. В других городах привычной нам организованной очереди у железнодорожных касс нигде просто нет. У кого длиннее руки и громче голос, тот и окажется с заветным билетом…

Асуанский поезд - самое удобное, быстрое и безопасное средство передвижения по Египту. Он пересекает всю страну - от Александрии до границы древней Нубии. За окном мелькает живописная долина Нила, пейзажи, от которых поначалу не оторвать взгляда, - рощи финиковых пальм, плантации сахарного тростника, хлопковые поля, мелиоративные каналы, бесплодные горы на горизонте... Ближе к вечеру начинают появляться нубийские деревни - глиняные домики, оптимистически раскрашенные в голубые, розовые и ярко-жёлтые цвета, такие же заборы, а также кладбища, могилы на которых обозначены обычными торчащими из земли камешками. Краской на них нанесены имена умерших, однако на большинстве камней краска уже стёрлась.

Нубийский Боб Марли

В 8 вечера мы в Асуане. Там всё просто: вот - вокзал, вот - Нил, вдоль которого вытянулся город, вот - рыночная улица. В двух шагах без труда можно найти недорогой отель за 15-20 фунтов (75-100 руб.) в сутки. Устроившись на ночлег, выходим прогуляться по городу уже глубоким вечером и отдыхаем в шишовне - кофейне с венскими стульями - за ароматным кальяном (шишей) и чашечкой крепкого нубийского чая.

Утром мы отправляемся по набережной Нила до известного отеля «Олд катаракт» («Старый перекат»), в котором Агата Кристи написала свой роман «Смерть на Ниле». Здесь же она селила героев и других своих детективов. У причала рядом с отелем стоят фелуки - широкие беспалубные лодки без мотора, но с мачтой и косым латинским парусом.

С причала нам приветственно машет нубиец Ибрагим - капитан и владелец одной из фелук. Его лодка, наверное, самая маленькая из всех стоящих в этом месте набережной. С незапамятных времён она переходила по наследству от отца к сыну, и сам Ибрагим - пожалуй, лучший капитан в Асуане. Он управляется с рулём и парусом в одиночку, без помощников. И ещё он абсолютно чёрный и очень похож на знаменитого ямайского музыканта Боба Марли - та же внешность, то же пристрастие к музыке реггей, те же волосы с дредами. С лица его не сходит обворожительная улыбка…

   
   

Ибрагим - классический тип нубийца: открытый, жизнерадостный и очень не похожий на египтян по виду и образу мыслей. Пример из жизни: когда ты спрашиваешь египтянина: «Сколько стоит эта услуга?», - он отвечает: «О деньгах не беспокойтесь, понравится - заплатите, не понравится - не будете платить». Это означает, что в конце путешествия вам придётся заплатить обязательно и гораздо больше, чем ожидалось. Если же то же самое теми же словами говорит нубиец, то его можно понимать буквально. И это всегда очень приятно…

И вот мы на Ниле. На удивление, вода в этой части реки чистая и прозрачная - хотя мы ещё не пересекли городской черты Асуана. Видно, как в глубине у дна ходят какие-то огромные рыбы... Ибрагим ставит парус и поднимает на мачте какой-то мудрёный флаг. Нильские суда по традиции увешаны флагами, один другого неожиданнее. Это может быть флаг любой страны, например ЮАР, вымпел со значком марихуаны, полотнище с портретом Че Гевары или того же Боба Марли…

В середине дня мы решаем искупаться на каменистом островке под названием остров Первого Переката. До возведения Асуанской плотины это место находилось под водой. За миллионы лет водовороты, возникающие у сужения русла, пробили в камнях настоящие спиральные лабиринты. Глядя на них, чувствуешь, каким мощным был Нил до укрощения его каскадом плотин - в эпоху, когда волны с грохотом обрушивались с его перекатов…

Сила течения поражает тут и сейчас. Когда мимо стремительно проносится большая фелука, Ибрагим говорит: «Смотрите, что будет!» И действительно, посмотреть есть на что. За какие-то секунды течение разворачивает тяжёлую лодку кормой вперёд на 180 градусов…

Час спустя нам самим приходится точно так же бороться с течением в узком месте между нильскими островами. Долгое время мы фактически стоим на месте: мотора у фелуки нет, а ветер для паруса слишком слабый. Вдруг я слышу, как Ибрагим на корме вполголоса заводит какую-то заунывную нубийскую песню, а потом начинает… разговаривать с ветром. Он повторяет по-арабски что-то вроде: «Ну, блин, давай-давай-давай-давай!» И наконец, фелука в самом деле начинает продвигаться вперёд против течения…

Как выглядит ниломер (сооружение для измерения уровня Нила) на острове Элефантин? Похожа ли жизнь в нубийской деревне на жизнь в российской глубинке? Зачем нубийцы держат детёнышей крокодилов в железных ящиках и постоянно перестраивают собственные жилища? Об этом и многом другом - в следующем выпуске «АиФ».

Смотрите также: