С 19 по 22 мая в Подмосковье состоялся Российский интернет-форум - культовое мероприятие Рунета отметило 25-летие. На площадке РИФ собрались представители всех крупнейших компаний рунета, государства, а также молодых специалистов и участников из других стран.
Вклад Рунета в российскую экономику - 6,7 трлн рублей
В рамках главной аналитической панели Российского интернет-форума РАЭК презентовала самые свежие цифры исследования «Экономика Рунета 2020-2021». «Вклад экономики Рунета в экономику России в 2020 году составил 6,7 трлн рублей: на 11% по сравнению с 2019 годом вырос сегмент маркетинга и рекламы (349,8 млрд рублей), на 22% вырос сегмент электронной коммерции (6,07 трлн рублей), на 20% вырос инфраструктурный сегмент (152,3 млрд рублей), по сравнению с 2019 годом на 44% вырос и сегмент цифрового контента (123,4 млрд рублей). В целом экономика Рунета выросла на 22%», - отметил директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
20 мая состоялось официальное открытие 25-го Российского интернет форума (РИФ 2021) - главной весенней площадки для общения игроков Рунета. Грандиозное открытие форума прошло в формате аналитической панели «Цифры и Тренды 2021/2022». Представители дискуссии поговорили о вызовах развития и регулирования цифровой среды.
Вызовы, которые испытывает доменная индустрия, осветил директор КЦ доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев.
«В пандемийный год было зарегистрировано свыше 6000 доменных имен, связанных с коронавирусной тематикой. Такие домены продолжают регистрировать и в 2021 году, иногда для противоправных целей, в частности, для продажи в сети поддельных сертификатов о прохождении вакцинации. Еще один тренд - рост числа фишинговых атак и интернет-мошенничества. Это происходит повсеместно, эти глобальные тренды прослеживаются и в российском сегменте сети. Борьба с мошенничеством - общая задача. И ещё важный момент - поддержка русского языка в интернет-пространстве, в том числе в системе адресации. Мы много делаем для поддержки IDN-доменов. Наши усилия требуют поддержки разработчиков ПО и сервисов, именно для них в прошлом году был создан портал Поддерживаю.рф», - рассказал Воробьев.
«Пользователи сегодня серьёзно подходят к тому, как они пользуются гаджетами, как проводят время в интернете. Индекс цифровой грамотности был равен 7,25 в 2020 году. По итогам 2021 индекс цифровой грамотности снизился. Это связано с тем, что появляются новые технологии, а количество пользователей растёт. В 2021 индекс равен 6,9 из 10 возможных, очень сильно просели цифровые компетенции и цифровая безопасность. В акции приняло участие в 3 раза больше пользователей, чем по итогам 2020 года, - более 919 тысяч человек. Это не просто получение оценки, но получение новых знаний через тестирование.
Самое главное заблуждение, что подростки имеют самые высокие показатели цифровой грамотности. К сожалению, это самая незащищённая категория в интернете, так как они настолько доверяют гаджетам, что зачастую не задумываются о безопасности. В школах РФ нужно внедрять уроки цифровой грамотности», - высказал свое мнение директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
ИТ-суббота без галстуков
22 мая в рамках РИФ состоялась закрытая встреча «IT-суббота без галстуков» с участием первого заместителя руководителя Администрации президента РФ Сергея Кириенко.
Главными темами обсуждения стали итоги РИФ 2021, а также отраслевые и государственные инициативы в области высоких технологий. В мероприятии приняли участие: Максут Шадаев (Министерство связи, цифрового развития и массовых коммуникаций), Алексей Гореславский (АНО «Диалог»), Алексей Комиссаров (АНО «Россия - страна возможностей»), Сергей Плуготаренко (РАЭК), представители российских ИТ-компаний и общественных организаций.
Участники встречи обсудили идею создания Российского цифрового сообщества (союза), направленного на консолидацию, поддержку и развитие ИТ-специалистов внутри страны. Данная инициатива была ранее озвучена в рамках Форума. Предложение также было одобрено Сергеем Кириенко, подчеркнувшим необходимость учета реальных потребностей ИТ-специалистов, получения от них обратной связи и оперативного реагирования на существующие проблемы отрасли.
Кроме того, в качестве одной из прорывных инициатив форума участники встречи отметили предложение от бизнеса об объединении крупных и иных игроков российского цифрового рынка для защиты детей в информационном пространстве.
Актуальность этого предложения доказывает снижение цифровой грамотности населения России - среднее значение уровня цифровой грамотности участников акции «Цифровой диктант» 2021 года составило 6,90 балла из 10 возможных, что на 0,35 балла ниже, чем у участников 2020 года (7,25 в прошлом году). Самый низкий уровень цифровой грамотности у подростков 14-17 лет - 6,43.
Кроме того, на встрече Сергей Кириенко призвал представителей IT-индустрии участвовать в выборах в Госдуму. Он отметил, что директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко подал документы для участия в праймериз «Единой России» (ЕР).
Основные тренды Рунета и запуск E-comm индекса
Аналитическая панель была посвящена основным трендам Рунета, исследованиям экономики интернет-отрасли, цифровой грамотности, электронной коммерции. Исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса ПАО «ВымпелКом»Джордж Хелд рассказал о таких трендах, как расширение географии пользователей и узкое таргетирование.
«Самое важное из трендов, что люди активно пользуются интернетом в новых местах и по-новому. Огромное количество трафика. Во время пандемии примерно половина уехало в Подмосковье, а ещё 10 лет назад здесь не было покрытия. Вся индустрия занималась тем, чтобы поддержать трафик. Мы строили сети. Это интересный тренд, нам как индустрии пришлось строить огромное кол-во инфраструктуры. Чтобы все работало, огромное кол-во инженеров должны были ставить станции. Другой тренд - таргетирование. До пандемии в рекламной индустрии делали билборды, пандемия заставила смотреть на использование их ресурсов. Рекламу стали размещать очень таргетированно. Появилось огромное количество аналитики больших данных», - рассказал он.
В рамках первого дня РИФа Ромир объявил о запуске E-comm индекса, цель которого - анализ покупательского поведения в онлайн-магазинах FMCG-сектора. Запуск проекта состоялся при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ). Индекс войдет в «Экономику Рунета», регулярный отчет о состоянии и развитии интернет-экономики России и его влиянии на смежные отрасли.
20 мая в РАЭК Hall прошел круглый стол «Цифровая трансформация - новое качество предоставления госуслуг?». На мероприятии участники обсудили цифровую трансформацию, влияние пандемии на изменение портала Госуслуг и перевод государственных электронных сервисов онлайн, количество новых пользователей на портале Госуслуг и масштабирование системы, дистанционное электронное голосование, сдерживающие факторы цифровизации госсектора и функционирование системы безопасности.
20 же мая прошел круглый стол «Иностранные платформы: регулировать нельзя не регулировать, где ставить запятую?», посвящённый вопросу контроля за иностранными интернет-платформами и регулированию их деятельности на национальных рынках.
На мероприятии участники проанализировали причины, по которым пандемия ускорила всемирные регуляторные процессы, реалии, проблемы и перспективы регулирования иностранных интернет-платформ в России. Эксперты обсудили, как смогут ужиться иностранные платформы с отечественными, как отразится «Закон о приземлении» на иностранных ИТ-гигантах и поможет ли он российским цифровым компаниям.
Корейские компании на РИФ 2021
Участие в РИФ в интерактивном формате приняли 10 компаний из Южной Кореи. Участники прогулялись по онлайн-выставке корейских интернет-компаний, обменялись деловыми контактами и нашли точки взаимодействия.
На площадке РИФ располагались тач-панели, которые стали проводником для участников РИФ на онлайн-выставку корейских компаний. Каждый участник не только узнал больше о том, как развивается интернет-бизнес в республике, какие продукты и услуги представлены на рынке, но и познакомился с представителями компаний, обменяться контактами, обсудить возможное сотрудничество.
Gallery организовала секцию о рынке O2O в России на РИФ-2021
Компания Gallery, Digital-оператор №1, организовала специальный формат для участников РИФ и секцию «DО2О2О…2О2ОH– инвариантность и бесконечность О2О». Все четыре дня проведения РИФ 2021 в специальной зоне Gallery каждый участник мог сделать яркую фотографию и отправить её на один из билбордов в самом центре Москвы, а также на медиаэкран, размещённый на площадке проведения РИФ-2021.
Также представители Gallery организовали секцию «DО2О2О…2О2ОH– инвариантность и бесконечность О2О», посвящённую рынку O2O в России. Модератором секции выступила директор по digital-стратегии и маркетингу Gallery Марина Сурыгина.
Развитие HR-бренда компании
Как HR-брендинг работает вместе с PR, как он притягивает и удерживает специалистов, из чего состоит грамотный HR-брендинг в 2021 и какое развитие его ждёт, обсудили эксперты ИТ-рынка труда на секции про развитие HR-бренда компании.
Спикеры отметили, что сегодня большие бюджеты закладываются на проведение глубоких исследований рынка и целевой аудитории, стремясь сделать продукт коммерчески успешным, проводятся масштабные рекламные кампании.
В честь юбилейного форума 25 деятелей Рунета были награждены памятным дипломом и значком за многолетнее участие и поддержку форума.
21 мая состоялась секция по проблематике методов социальной инженерии. В сфере финансовой информационной безопасности этими действиями являются переход по ссылке, скачивание и установка программ, предоставление конфиденциальной информации (учетных данных, PIN-кодов, паролей из СМС, данных банковских карт), совершения платежа и другие действия, ведущие к хищению средств. Эксперты рассказали, как злоумышленники вводят в заблуждение жертву путём обмана или злоупотребления доверием с целью совершения ею нужных им действий, и какие методы борьбы с таким мошенничеством сейчас разрабатываются государством и бизнесом.
19 и 22 мая в рамках форума встретились представители различных сегментов ИТ-индустрии, объединенные в Бизнес-кластеры РАЭК. Участники Бизнес-кластеров «РАЭК/Pharma&IT», «РАЭК/Sharing economy», «РАЭК/Digital», «РАЭК/Fashion Tech», «РАЭК/Gig economy» обсудили актуальные темы, составили планы на будущее и насладились атмосферой нетворкинга.
Юбилейный форум
На площадке РИФ все 4 дня масштабно отмечали юбилей форума. Участники форума принимали участие в спортивных мероприятиях (йога, восточные единоборства, традиционный ИТ-забег), принимали участие в вечеринках и концертах, играли в квиз, а в последний день форума организаторы приняли участие в ярком флешмобе.
В честь юбилея на одной площадке собрались лучшие представители ИТ-рынка, чтобы поддержать мероприятие и поздравить РИФ с круглой датой. Так, Skillbox специально к 25-летию форума подготовили ряд дискуссий о создании инклюзивной цифровой среды и социальной ответственности брендов, а также воркшопы о творческом решении бизнес-задач, продвижении бизнеса и безопасности в сети. Но и это не все: компания предоставила участникам Форума массу бонусов на площадке, например, накормила вкусными пончиками.
Kokoc Group порадовали участников различными вкусностями, приятной музыкой, располагающей атмосферой на территории своих шатров прямо на площадке РИФ, а также увлекательными секциями на протяжении всего Форума: первый клуб анонимных маркетологов, FuckUp Night, клабхауз-комнаты, брейнсторм-сессии, розыгрыш призов, гриль-станция и.... кальяны! Belka car предоставила участникам возможность с комфортом добраться до территории пансионата «Лесные дали», а Fitmost зарядил участников РИФ - провел йогу и зарядку, а также мастер-класс по тайцзицюань. Кроме того, благотворительный фонд «Много дарю» расположился на территории пансионата и позволил посетителям Форума принять участие в благотворительной акции по сбору новой или бывшей в употреблении техники в рабочем состоянии для обеспечения ими многодетных семей для онлайн обучения школьников в условиях пандемии.
В этом году у участников была уникальная возможность наблюдать за форумом как офлайн, так и онлайн благодаря поддержке «Триколор» и RUTUBE, которые вели трансляцию Форума на своих сервисах, а также на сайте мероприятия.
Организатор РИФ - Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК). Поддержку оказывают Министерство цифрового развития, «Яндекс», Лаборатория Касперского, Координационный центр доменов.Ru/.РФ, RU-CENTER, Skillbox, MediaScope, Джино, Kokoc Group, SberCloud и другие ведущие интернет-игроки, работающие на российском рынке, а также многие представители отрасли цифровой экономики и смежных отраслей.
Информационными партнерами форума стали: ТАСС, МИА «Россия сегодня», «Европейская медиагруппа», «Коммерсантъ», Gallery, Prima Media, Novikov TV, Russia Today, 360, «Российская газета», «Аргументы и факты», Rambler&Co, «Комсомольская правда», BFM, «Общественное телевидение России», «ЭХО Москвы» и другие.
Легендарный Форум с историей с 1996 года, событие, которое ежегодно собирает вместе профессионалов своего дела, экспертов и политиков, объединяет мнения, генерирует идеи и дает толчок к развитию Рунета.