«Надо жестко разговаривать». Почему Россия проваливается на ЧМ по биатлону?

Российский биатлонист Матвей Елисеев на дистанции индивидуальной гонки среди мужчин на чемпионате мира-2021. © / Алексей Филиппов / РИА Новости

Из 12 комплектов наград на чемпионате мира по биатлону-2021 в Поклюке разыграны уже семь. Но фамилий российских спортсменов на пьедестале вы не найдете — наши парни и девчата заваливают одну гонку за другой. И даже если где-то удается справиться со стрельбой, ноги все равно не бегут. Ка-та-стро-фа.

   
   

Не все хотели готовиться в горах

Впереди еще пять гонок, включая мужские и женские эстафеты, но нет никакой уверенности, что они принесут российским болельщикам радость. Этот чемпионат мира складывается явно не в нашу пользу. Очевидно, еще на этапе подготовки к турниру были допущены глобальные просчеты. Понять бы какие.

Одна из версий случившегося — неправильно выбранное место сбора главным тренером сборной России Валерием Польховским. Решено было готовиться к Поклюке в... Поклюке. В общем-то привычная тактика, когда к соревнованиям готовишься в тех же условиях, где они и пройдут. Но. Не стоит забывать, что чемпионат мира проходит в горах, а это особые условия, своя специфика. Вот что по этому поводу сказал Sports.ru сам наставник нашей команды:

«О чем бы я сказал сразу — о работе прошлогодней команды. По идее, все заказывают места для проведения сборов заранее. К сожалению, этого не сделали. Мне пришлось уже осенью принимать меры, обращаться к организаторам ЧМ-2021, чтобы найти места хотя бы в Поклюке.

Нам пришлось много поработать над этим, я очень благодарен оргкомитету и руководителю центра на стадионе, что он нашел места в такое позднее время. Больше того — накануне нашего приезда на сбор нам добавили еще места, выделили апартаменты на 4 человека, чтобы специалисты и тренеры не мотались лишний раз снизу, а оставались с командой наверху. Об этом был разговор со всеми тренерами, было полное понимание».

Правда, насчет полного понимания с тренерами есть вопросы. Известно, что старшие тренеры мужской и женской команд Юрий Каминский и Шашилов хотели изначально готовиться в другом месте — в итальянском Антхольце. Но их не услышали.

«Хотеть не вредно — возьмите, сделайте, — продолжает Польховский. — С корабля побежали люди, а я только из прессы узнал, какие были планы. Давайте закончим эту тему. Кому надо, тот меня поймет, услышит. На это много причин, я не хочу об этом говорить».

   
   

«Как вразумить Логинова»?

Как видно, в ответе много раздражения. То есть налицо разногласия в команде. Очевидно, сейчас уже менять место дислокации поздно, и уезжать с гор никто не будет.

Еще одна серьезная проблема, мешающая достижению результата, — самостоятельная подготовка некоторых спортсменов. Например, лидер и главная надежда сборной России Александр Логинов работал по собственной программе. Помогал ему известный тренер Александр Касперович. И тренеры сборной не могли повлиять на его функциональное состояние. Об этом прямо рассказал ТАСС Юрий Каминский.

«Трудно корректировать работу, с которой ты не согласен. При этом мы знаем, что он сделал на 90 процентов. Но все равно надо разбираться и весной проанализировать, что они там напридумывали. Я со своей стороны не отказывался от любой помощи и любых контактов.

Но подготовку Александра Логинова еще можно было скорректировать. Даже несмотря на то, что он ее выстраивал преимущественно самостоятельно, все равно можно было подсказывать, было понимание в плане функционала.

Как вразумить? Надо не вразумлять, надо жестко разговаривать. Он все-таки сотрудник ЦСП и обязан отчитываться, если получает там зарплату. Но не хочу вдаваться в детали, а то еще обидится. Принимаю ситуацию такой, какая она есть. Но очевидно, что результат не такой, какой был в прошлом году. Я не скидываю с себя ответственность, можно было поискать подход, но Саша очень закрытый человек, с ним тяжело».

Это одна сторона медали. Но есть и другая. Со своим тренером работал еще один биатлонист — Матвей Елисеев. Он рассказывает, что был не против помощи Каминского, но ответа от него не получал.

«Планы, по которым я тренируюсь и тренировался, заранее были отправлены Юрию Михайловичу. Ответа не было от него. Все. Ни комментариев, ни подсказок, ничего не было. Все лето было так, что он никаких комментариев не давал. Думаю, что он сконцентрировался на работе с командой. Это тоже в какой-то степени профессионализм, чтобы не распыляться» («Матч ТВ»).

Похоже, в этом и заключается главная проблема российского биатлона. Главный тренер сам по себе — везет готовить команду туда, куда хотят остальные. В свою очередь, тренеры без понятия, чем занимаются лидеры со своими персональными тренерами. Это все равно как если бы наставнику футбольной сборной Станиславу Черчесову сказали, что нападающие, условно, будут готовиться к чемпионату Европы индивидуально, а приедут к нему прямо перед первой игрой. Что из этого получится? Очевидно, ничего хорошего. Так и живем. Похоже, отечественный биатлон еще долго будет головной болью для российских болельщиков.